Елена Фадеева

Отзывы

МИР ЕЛЕНЫ ФАДЕЕВОЙ

Предыдущие книжки небольших рассказов Елены Фадеевой замечательны тем, что вводят читателя в очень знакомый, но для сегодняшнего времени далекий мир, когда все мы жили в советской стране… Тогда в те годы, а это лет сорок-пятьдесят назад, часть русских писателей избрала своей темой жизнь деревни. Писателей так и называли – «деревенщики». Рассказы Василия Шукшина, Василия Белова и других стали любимыми для всего народа. Но сейчас редкий автор окунается с головой в сельскую жизнь, да и сами рассказы, как жанр, непопулярны на фоне романов.  Елена Фадеева продолжила традиции «деревенщиков». Большинство персонажей её рассказов – жители уральских деревушек или малых городков, чью повседневную жизнь она описывает с великой любовью. И это не картонные герои, не надуманные «для интереса» ситуации, а живые люди, личности, каждый со своим характером, привычками, умением воспринимать нелегкую деревенскую жизнь и её перипетии с юмором даже тогда, когда с ними приключаются всякие «ужасы». Один том рассказов Елены Фадеевой так и называется - «Ужас…», где местные «байки» и поверья в нечистую силу переплетены с реальной жизнью настолько живо, что и сам читатель становится как бы участником описываемых событий.
А как подробно и увлекательно и с каким знанием даже самой незначительной вроде мелочи представлен неприхотливый деревенский быт! Убранство домов, деревенские печи, баньки, дворы и огороды – все живое, все встает перед глазами, кажется, стоит протянуть руку – и вот она, лампа трехлинейка, освещавшая деревенские избы в те года, когда ещё не было электричества. И как приятно сидеть у печи, где потрескивают дрова, а из творила вырываются одинокие язычки пламени.
Писательница сохранила местный говор, бытовые названия, специфические уральские словечки, за которыми охотятся учёные –этнографы.
Герои её - люди немолодые, живущие бок о бок много лет, сосед соседа знает как облупленного, и поможет, когда надо, и посмеётся, поделится и заботами и… самогоном.
Рассказы написаны в форме баек, все ситуации и приключения героев насыщены густым юмором, талант писателя придает абсолютную достоверность самой фантастической ситуации и умело возбуждает интерес читателя.
Та жизнь, которая предстает нам на страницах книг Елены Фадеевой, в какой-то мере ушла в прошлое. И читать о ней будут теперь внуки и правнуки героев, их наследники. И, возможно, какая-нибудь сегодняшняя Валентина, рассерженная на мужа за измену, тоже вывалит ему на голову тарелку борща. И снова сойдутся у самовара, теперь электрического, новые Поли и Шуры, а рабочий Митя с женой поедут в отпуск уже не в Москву, а в Париж, и там, не исключено, с ними приключится смешная история, подобная той, что описана в рассказе «Отпуск».
А главное, рассказы напомнят новым поколениям о той жизни, давней, советской, текущей уютно, мирно и затейливо в уральских деревушках, жизни, когда, несмотря на множество неустройств, люди были счастливы, добры друг к другу и никогда не скучали.  И даже в снежные уральские зимы, когда приходилось порой откапывать занесённый снегом вход в избу, никто не чувствовал себя одиноким. Богатству человеческого общения деревенских жителей того времени можно сегодня позавидовать. И поучиться.
А мы продолжим читать другие истории.

Галина Ушакова,
член Союза российских писателей



ПОД ЯСНЫМ И ЛУКАВЫМ ВЗГЛЯДОМ

Перед нами уникальная книга самобытного обнинского прозаика Елены Фадеевой. «Житейские истории» – уже четвёртая на счёту автора.
Уникальна она ещё и потому, что является сборником из серии чисто юмористических рассказов, жанре, не простом и на сегодняшний день, кажется, более всего востребованном в юмористических TV-передачах.
Рассказы и байки Елены Фадеевой наполнены и даже переполнены яркими, легко узнаваемыми сюжетами, тщательно прорисованными, выпуклыми картинками реальной, здесь и сейчас, бурно текущей российской жизни. Отчасти ужасающие своей безысходностью, но всегда приправленные «подвздошным» народным юмором, основанном на обширном опыте её героев, инстинкте выживания в любых условиях и лёгком отношением к бытовым неурядицам. Переплетения жизненных коллизий, семейных драм и даже личных трагедий под ясным, любящим и лукавым взглядом автора, как правило, постепенно «сходят на нет», всё так или иначе выправляется, и жизнь снова течёт своим чередом.
Постепенно исправляется личная жизнь Оксаны («Знакомства») и Виктора («Санаторий») из третьей книги «И ещё…»; Валентины «Измена» и незадачливого Лёши «Прерванный ужин» из первой книги «И вот…»; безрассудной, но весёлой и находчивой Марго из глухой деревни («Гастролёры»), героини последней книги («Житейские истории»), которой после долгих неудач и комичных происшествий всё же удаётся пристроиться в тяжёлое послевоенное время учиться в город. Так или иначе, удачная развязка, кажется, обеспечена всем персонажам, однажды попавшим в поле зрения Елены Фадеевой.
В произведениях Фадеевой подробности быта, манера говорить и одеваться, являясь точными временными и пространственно-обывательскими метками, почти всегда уходят на второй план, выдвигая на первый внутреннее горе, душевное смятение и большую личную драму её героев – простых людей из российской глубинки. В своё время писателей, бравшихся за подобные темы, называли забытым нынче словом «деревенщики».
Зачастую, казалось бы, плоская «комедия положений», в какой-то мере свойственная жанру сатиры и юмора, благодаря мастерству автора, обретает ещё одно, а то и несколько дополнительных измерений.
Жанровая и стилистическая составляющие рассказов и баек Фадеевой скорее напоминают языковую палитру известного советского писателя-сатирика – Михаила Зощенко. Однако в отличие от Зощенко, который, создавал комический образ обывателя с убогой моралью, для того чтобы высмеять его, Елена относится к своим героям с искренней симпатией и нежностью. Все её герои, даже явные недотёпы и лентяи, и те, с кем судьба обошлась не лучшим образом, получают надёжную практически вербальную авторскую защиту. Потому как писательница не просто пишет, рассказывая о своих героях, а порой криком кричит, чтобы донести до читателя своё к ним отношение.
Как это происходит, например, в рассказе «Майса» (из третьей книги «И ешё…»). Абсолютно бесстыдно-разрушающие действия его главной героини выписаны с таким сочувствием, что невольно становишься на её сторону и с облегчением вздыхаешь, когда понимаешь: ей всегда придут на помощь обитатели бывшей деревеньки, «переквалифицированной», согласно веянию времени, в дачный посёлок. Помогут, невзирая ни на что, потому как, став свидетелями так называемого «божьего промысла», под воздействием силы воли харизматичной уголовницы, поняли: от судьбы не уйдёшь. Комизм положения её односельчан, ставших заложниками ситуации, и заключается в том, что притягательность личности Майсы оказалась настолько мощной, что они готовы молча терпеть еженощный страх остаться без крова над головой и даже заживо сгореть, как сгорело всё, к чему она прикасалась.

Наталья Никулина,
член Союза писателей XXI века, редактор литературного журнала «ЛиФФт» Калужской области
 
© Создание сайта: «Вест Консалтинг»