* * *
О книге стихотворений «Трагические стихи» Владимира Черняка (Газета «Вечерний Новосибирск», 14 октября 1996 года).
Песни Тревоги
Виктор Мартемьянов (псевдоним Председателя Новосибирского отделения Союза писателей России Александра Плитченко – В. Ч.)
Это первая книга автора, что само по себе в наши дни – редкость, но меня поразили стихи, составившие эту книгу. Называется она «Трагические стихи», однако автор понимает трагедию не на обыденном, бытовом уровне. Название сборника относит читателя к пушкинским «Маленьким трагедиям». При всей открытости дарования Владимира Черняка он больше склонен к эпическому пониманию и воспроизведению действительности, чем к чистой лирике.
Противостояние самодостаточной личности, мощного природного характера – с предельно обытовлённой жизнью, политической порнографией, мелкотравчатыми страстями, приземлённостью общественных целей и интересов – вот нерв книги Владимира Черняка.
Умирать не больно:
Если боль – это жизнь!
Таково отношение лирического героя книги к главным вопросам бытия. Что это – несгибаемость? Всеприятие? Трагизм жизнеутверждения? Да, но главное – противостояние. Оно и в колорите книги, её тематической направленности – свет противостоит тьме, жизнь противостоит смерти, страстная любовь – слепой бесстрастности, и даже излюбленные автором цвета – белый и чёрный, сверкание солнца, белого листа бумаги, сибирских снегов противостоят мраку ночей, духовному мраку, мраку небытия.
Второе отличительное качество стихотворений Владимира Черняка – движение, динамика, содержащиеся почти в каждом из его произведений. Это – движение навстречу своему чувству, движение навстречу опасности, навстречу жизненным преградам.
Какова же отправная точка движения души автора книги? Она заявлена в стихотворении о том состоянии, которое поэт преодолевает постоянно и мучительно:
Я нашёл погибель в суете,
Будним дням покорствуя напрасно,
Позволяя загнанной мечте
Представлять, что жизнь и так прекрасна.
Я привык чужие песни петь,
Укрощать слова, дела и страсти,
Скуку жизни с кротостью терпеть
И без слёз переносить напасти.
От этого миропорядка – обыденного, мещанского, пытающегося стать нормой жизни, – герой стихов Черняка рвётся к жизни настоящей, где даже боль – жизнь, а не помеха в жизни. Рвётся к тому состоянию, когда внутренняя свобода составлена из бескорыстия чувств и неодолимого желания быть равным себе, своим ценностям. А эти ценности просты – родина, родная земля, верность и честь, правда и красота, а ещё сила жизни в красоте и правде.
Можно считать это романтикой. Романтика «Трагических стихов» Владимира Черняка нисколько не похожа на романтику комсомольских строек, «первых колышков», «барачного рая». Это – скорее романтика Джека Лондона, его мужественных героев, для которых важно не только преодолеть внешние обстоятельства, но ещё и преодолеть себя. Не случайно в оформлении книги рефреном проходит голова волка – символа силы, свободы и борьбы.
Каковы же уроки книги? Они в самом её содержании, в рассказе о днях и ночах героя, полных неравнодушия, честного отношения к миру и к себе, они в тревожных срывающихся ритмах стихотворений, в образах, к которым автор пристрастен.
Владимир Черняк, как явствует из краткого предисловия, уроженец села Журавка Чистоозёрного района нашей области, нефтеразведчик, повидавший страну и мир. «Трагические стихи» – первая его книга, за пределами которой осталось много написанного, в том числе и произведения для детей.
Надо сказать доброе слово об издателях этой книги – «Литературном фонде» (г. Новосибирск), поскольку новая книга новосибирского автора в наши дни – большая редкость, а тираж в тысячу экземпляров, конечно же, себя не окупит. Однако то удовольствие, та неожиданная радость, которую могут испытать любители поэзии, стоит всех усилий и затрат.
* * *
Вышел в свет сборник стихов Владимира Черняка «Круг любви» (Газета «Вечерний Новосибирск», 18 февраля 1997 года)
Не всё сказали о любви…
Татьяна Коньякова
«Круг любви» Владимира Черняка составляют пять стихотворных циклов, которые соотносятся с определённым временем суток (полдень – вечер – ночь – утро – полдень). Каждому стоянию в свою очередь соответствует определённый психологический тип женщины. Полдень ассоциируется с типом женщины-лисицы… Вечер – волчица, ночь – тёмная пантера и т. д.
Женщине-волчице автор адресует следующие строки:
Ты, край кофты нервно теребя,
Взгляд недобрый на меня бросаешь.
Можно, я дотронусь до тебя –
Убедиться, что не искусаешь?
Любовь представляется автору захватывающей жёсткой игрой, где для каждой новой партии устанавливаются свои законы, игроки постоянно меняются ролями, и нет выигравших и проигравших.
По признанию автора, в «Круге любви» представлен взгляд на проблему отношений мужчины и женщины. В своём следующем поэтическом сборнике («Возрасты любви») он намерен разложить дуэт на голоса, и тему женского голоса должны подсказать не только личные наблюдения, но и лирика женщин-поэтесс.
«Круг любви» и «Возрасты любви» должны стать первыми из пяти задуманных автором книг, которые составят его «Энциклопедию любви».
Отвечая на вопрос, что заставляет его, человека далёкого от литературы, кандидата геолого-минералогических наук, обращаться к поэтическому слову, Владимир Черняк говорит:
– Это своеобразная попытка освобождения от внутренних проблем и состояний. Часто стихотворный цикл становится заключительным аккордом, ставит точку на определённом отрезке пройденного пути.
Кроме того, по признанию автора, поэзия для него – это форма сконцентрированного выражения мысли и возможность говорить о главном на языке, который невозможен в быту.
|