Анатолий Побаченко

Отзывы

 Душа моя без лирики мертва

Кто сейчас читает стихи? Многие скажут, что жизнь теперь не такая, чтобы поэзией увлекаться. Но факты, как это ни покажется удивительным, говорят о другом. Стихи читают, стихи пишут, стихи издают.  Издают порой сами авторы, не считаясь с тем, что расходы на публикацию сборника довольно ощутимы для их бюджета.
Скромная книжечка Анатолия Побаченко вышла в свет в 1997 году. Её автор пишет стихи с юности. Родился и рос он в благодатном степном краю – на земле Барабы. Учился в машиностроительном техникуме, позднее осознанный интерес к литературе привел его на филологический факультет Бийского пединститута. Сейчас в профессиональном лицее № 51, что в Первомайском районе, руководит воспитательной работой и прививает будущим связистам любовь к родному слову. Это обязательный человек, деятельный и неугомонный.
Если вы перелистаете страницы сборника лирики А. Побаченко «Чингисхан, или Заря над степью», то наверняка остановите своё внимание не на одном и не двух-трёх стихотворениях. Вам обязательно захочется пройти вместе с автором дорогами его чувств и мыслей, потому что это дороги человека, предельно связанного с нашей Сибирью. А. Побаченко близки не городские улицы, не окраинные пейзажи, а просторы, среди которых «прорастает дягиль, космический радар», где «тихо поёт облепиха» и «черёмуха листает свои стихи».
Порой картины природы обретают масштабность, в них ощутимо и «медленное течение Оби», вырисовываются «голубого Алтая отроги», водная гладь Сартлана. Автор понимает душой озёра, ему хочется «закружиться по Сибири широкой», чтобы «вобрать в себя дыхание равнин». Он сердцем откликается на голос земли, «затихнув тревожно» перед трогательно беззащитным божьим созданием – божьей коровкой. В его стихах «не пересыхает озеро любви», часто идут «добрые дожди». Причём дожди не просто шумят над землёй. «По мне прошли дожди»,  – пишет А. Побаченко, и нам становится понятна освежающая и возрождающая сила дождя. Возможно, поэтому одно  из его стихотворений начинается словами: «Я дожди никогда не ругаю». Что-то от раннего Есенина слышится в стихотворении «Брёл старик в лохмотьях серых», в котором образ дождя обрисован с особенной теплотой: дождь – это старик «с удивительной верой в свет отеческий большой», живущий неизбывной заботой о дровах, о крышах деревенских изб, о спящих людях. Стремясь «найти заветные слова», автор порой допускает неточности, но в чём его никак не упрекнёшь, так это в неискренности, позёрстве. И когда читаешь:

Я опрокинусь в тишину
И выльюсь в росы…  –

то кажется, что и тебя коснулась эта тишина светлого утра. Можно только позавидовать, что А. Побаченко удаётся жить не просто рядом с природой, а жить в природе:

Вытянусь травинкою –
перехватит дух…

или:

Я раскинусь спящим лугом…

В то же время в его стихах об очень личном часто звучат горькие ноты. «Горные ступени любви» нелегко даются лирическому герою, эти ступени окованы железом, одолевая их, он испытывает не только возвышающую душу радость, но и боль, которая качается, «как тростинка». Хотя лирического героя и притягивает огонь любви, мириться с её оковами он не в силах:

Полюби меня вечерним,
Окропи водицей тихо…

Созвучна этому настроению и мольба, исполненная такой пронзительной тоски:

Оставь меня таким,
Неподходящим.

От его любовных стихов исходит «полынный свет».
Мне кажется, А. Побаченко не грозит опасность, что его сердце «зарастёт густым бурьяном»  – от стихотворения к стихотворению он идёт «сквозь сеть дождя в порыве страстном к звёздам».

Татьяна ГЛИНСКАЯ
(обл. газета «Ведомости»,6.02. 1998 г.)
 
© Создание сайта: «Вест Консалтинг»