Татьяна Кузовлева о «Кофейной девушке»
А я начала читать твою красивую и великолепно изданную книжку - в ней много неожиданных строк, в ней всё дышит нежностью, какой-то потаённой влюблённостью в любую земную малость, в неё есть тончайший рисунок души, как в японских танках...
И на это отзывается сердце.
Я безмерно рада за тебя, мне всегда кажется, что тебе не хватает тепла, что ты, хрупкая девочка-женщина, сама соткана из переплетения теней, тихо и молча несущая свою незащищённую, но внутренне сильную душу, с мерцающим светом внутри. И надеясь во всех испытаниях только на себя...
Дай Бог тебе сил и неистощимого запаса любви.
Я рада выходу твоей книги. И предисловие Рады - очень точное.
Нина Краснова
Новая книга Людмилы Осокиной "Кофейная девушка" - приятное и радостное литературное событие для всех, кто любит настоящую поэзию, каковой и является поэзия Людмилы Осокиной, чистая лирика, без всяких конъюнктурных примесей, искренняя, психологичная, с таинственными глубинами и подтекстами, с утонченными чувствами и переживаниями, с печальными нотами, трогающими и волнующими душу читателя. Образ "кофейной девушки", героини книги Людмилы Осокиной, я думаю, станет нарицательным образом в нашей поэзии. Мне хочется поздравить поэтессу с ее новой книгой, которая к тому же вышла в фирменном издательстве - в издательстве "Время", в отличном полиграфическом и художественном оформлении, с прекрасной фотографией автора на обложке, соответствующей характеру книги.
Геннадий Калашников
Я тоже с интересом и удовольствием прочитал Вашу книгу. Я, кстати, листал ее в каком-то книжном магазине, но не купил. Сердце чуяло, что получу ее от автора. "Идет и прячется в тени домов прохожий..." - замечательное стихотворение с гениальной строкой: "А дождик удлинял пальто и шляпы...". Хороши и начальные, "кофейные", стихи, а еще - "Дом","Зеркало" другие... Мне менее близки "романсовые" строки, но это моя вина, моя "амузыкальная" натура. Словом, книга Ваша - цельная и разнообразная - хорошо и достойно представляет Вас. Она и современна, и ретроспективна, виден Ваш путь, угадывается будущее.
Желаю Вам успехов.
Юрий Кувалдин
Поэтессу Людмилу Осокину хочется читать бесконечно.
Что всего больше поражает в поэзии Людмилы Осокиной - так это сама поэзия, рождающаяся, кажется, из самого звездного неба, из прозрачного воздуха, или, когда:
Сладких, как сахар, снежинок
Вьётся мерцающий рой…
И в продолжение темы - музыкальный аккорд, в котором слышится нескончаемая, ласкающая и одновременно пугающая неизведанностью грусть:
Звон переливчатых льдинок -
Там, за горой, за горой!
Поэзия для Людмилы Осокиной живет в любой вещи мира, в каждой льдинке, в каждом цветке, в каждой улыбке. Здесь нет риторики, здесь властвует рецептуализм, выверенная точность слова, паузы, дыхания, мелодики, ритма, созвучий. Людмила Осокина смотрит в зеркало и видит опрокинутый в вечность мир, который подглядывает за ней, превращая её саму в метафору, ибо роль поэтессы заключается в одушевлении немотствующих имен существительных, подгоняемых её всесильным глаголом:
Ах, отлепись,
звезда от сердца,
жить мешаешь.
Вот после жизни
зажгу тебя
в светёлке синей.
Когда я прочитал строчку Людмилы Осокиной: «Я тайно влюблена в зеркальное стекло…» - то сразу понял, что передо мною не просто оригинальная, но превосходная поэтесса, со своей душой, со своими ритмами, со своими красками. Цельность художественной манеры Людмилы Осокиной вызывает восхищение, и её стихи, только откроешь книгу «Кофейная девушка», хочется читать бесконечно, даже среди ночи, когда не спится и звезды светят в окно.
Елена Зейферт
«Нравится ей в потаённости жить…», или
березки-серьёзки Людмилы Осокиной
Как интересно носить поэтическое имя, литературный псевдоним! Твоя личность тогда словно раздваивается в быту и в бытии. И в то же время ты становишься всё более цельным человеком.
Вы думаете, что время романтиков ушло? Но Людмила Осокина (это поэтическое имя Людмилы Влодовой) в своём поэтическом мире придерживается принципа романтического двоемирия. Её лирическая героиня переходит из одного мира в другой, не менее таинственный и странный. Миры этой необычной женщины – сказка, «бездна странствий», «туман туманный», ночь, тьма, «прозрачный сумрак», сон. Они и придуманы, и реальны одновременно. Для Людмилой Осокиной «пространства потаённые, пространства дальние, сторонние, чужие» – это в то же время места, где душе наиболее спокойно. Её лирическая героиня стремится к уединению, к жизни наедине с собой.
В то же время Людмила Влодова нараспашку открыта миру, общению с друзьями. Она рада помочь другим, умножить и обогатить чужое творчество. Именно поэтому Людмила стала инициатором издания небольших, в 20 страниц, книг в серии «Библиотечка поэзии» при двух крупных сообществах писателей – Союзе писателей Москвы и Московском Союзе литераторов. Она ответственный редактор в этих сериях, лично занимается дизайном, составлением и вёрсткой книг. В ближайшее время Людмила Влодова в русле серии «Библиотечка поэзии» будет работать над большим коллективным сборником произведений членов Союза писателей Москвы. Книги самой Людмилы Осокиной вышли в серии «Библиотечка поэзии» при обеих писательских организациях. Кстати, презентация этой книжной серии с участием редактора и авторов книг состоится 15 июня в Булгаковском доме.
А вечер поэзии Людмилы Осокиной прошёл 29 мая в Малом зале Центрального Дома литераторов.
Людмила пишет стихи, прозу, пробует себя в песенных композициях. Пришедшим к ней на вечер друзьям она рассказала о своей судьбе.
Какая Людмила в жизни, такая и на творческом вечере – увлечённая, желающая сделать всё, как можно лучше, и поэтому немного волнующаяся. Она сама вела свой вечер и одновременно проецировала на экран фото- и видеокадры из своей жизни. В начале вечера поэтесса прочла своё наиболее известное стихотворение «Чёрная кошка». «У каждого поэта есть образ, по которому его узнают. У меня это образ чёрной кошки».
Бард Александр Никитушкин, приехавший на вечер Людмилы из Тулы, спел свои песни «Осень-ворожея» и «Купальская ночь», а также их совместную с Людмилой песню «Осенняя композиция» (слова и музыкальная идея – Людмилы, музыкальное воплощение и аранжировка – Александра). В 2006 г. песня транслировалась по «Радио России».
Поэтесса вспомнила свои первые поэтические шаги – визит в журнал «Юность» и тёплую обстановку чаепития в редакции, литературные студии «Весы» и «Чистые пруды»…
Людмила Осокина – жена поэта Юрия Влодова. Все знают поэтические строчки «Прошла зима. Настало лето. Спасибо Партии за это», но не всем известно, что эти антисоветские стихи принадлежат Юрию Влодову. Старший современник Людмилы, он был знаком ей сначала по одной строке: «Я думаю, Иисус писал стихи…». И уже по этой строчке она поняла меру его таланта. Когда Людмила в марте 1982 г. соединила свою судьбу с судьбой Юрия Влодова, её жизнь резко переменилась. Было много трудностей, в том числе бытовых, но Людмила, по её словам, «служила русской поэзии в лице Влодова» и была счастлива. Её собственное поэтическое творчество рядом с Юрием сначала остановилось, но потом вернулось к ней. Служение Влодову вылилось в стихи одиночества. Она скорее стремилась к одиночеству, чем оно тяготило её. Юрий не стал поэтическим наставником Людмилы, но учил её поэтике – к примеру, снимать повторы и усиливать концовки стихотворений. В словах Людмилы о Юрие – большая любовь к нему и его стихам.
Поэт-бард Георгий Бадамянц (Москва) в свойственном ему лёгком, ироничном стиле исполнил несколько своих песен, и в том числе посвящение Юрию Влодову.
Людмила, однажды задумавшись о своей поэзии, заметила, что в ней практически нет изображения человека, кроме самой лирической героини. Она сказала нам, что избегает людей. Но это не так. Просто внутреннее состояние человека поэтесса изображает через предметный мир, а именно через мир природы.
Нет у неё и свойственных женщинам стихов о любви, кроме небольшого цикла восточных миниатюр.
С тёплыми словами о Людмиле и её деятельности выступила на вечере председатель секции поэзии Московского Союза литераторов Марина Соловьёва.
В конце вечера Людмила продемонстрировала зрителям видеосюжеты центральных российских каналов о своих необыкновенных физических и духовных возможностях. Оказывается, Людмила Влодова не тонет в воде и имеет способности к своего рода прорицанию. Это ещё две способности многогранной Людмилы.
Рада Полищук
«Каждый пишет, как он дышит…»
Красивая метафора. К стихам особенно применима – зыбкое дыхание, всхлип, стон, какофония окружающего мира, затаенная мысль и углубленная внутренняя тишина.
Не каждому удается, хотя, казалось бы, чего проще – писать, как дышать, ан нет, часто слышна в стихах тяжелая работа, ремесленничество – стихи лепятся из глины, высекаются из камня. Есть и форма, и содержание, но нет главного – вдоха и выдоха, аритмии и тахикардии, озноба от повышенной температуры, когда зуб на зуб не попадает, легкого головокружения, как легкого опьянения, и тяжелого морока, рокового, гибельного.
Не надо быть специалистом ни в какой области – ни медиком, ни стихотворцем, ни даже литературоведом, чтобы все это понять. Или, может быть, точнее – почувствовать. Субстанция тонкая, неуловимая, как эфир. А все же почувствовать можно. Импульс рождается между строк, между буквами и словами, в том пространстве, где душа поэта блуждает, страдает и ищет свою звезду:
Я иду одна в пустом пространстве…
Оборачиваться нет нужды…
Как давно я в бездне этих странствий! –
Мне б добраться до своей звезды!
В стихах Людмилы Осокиной проникновенно звучат обычные человеческие переживания:
Кто знает, зачем я плачу?
Бегут так поспешно слезы,
А я все сижу, сутулясь,
И думаю ни о чем.
Или:
Идет и прячется в тени домов прохожий,
Он жмется улицей как раб убогий Божий.
Мне грустно стало что-то, ну и что же? –
Ведь это всего-навсего прохожий.
Ранимая душа откликается болью на одиночество и неприкаянность чужого человека, «всего-навсего прохожего».
Людмила Осокина никого не учит, ничего не объясняет, признается, не боясь повторов, будто медитирует наедине с собой и с Космосом: Я – странница… – // Бреду по пустырю чужой души… – // Я иду одна в пустом пространстве…
Душа сосредоточенно прислушивается не только к себе, не только, ей важно понять: О чем думает дождь, нахлестывающий по крышам? – // Зачем так спешит ночь покрыть все холодной мглою? – // Куда нас ведет путь, стрелою вонзившийся в небо?
Куда ведет путь – вопрос не праздный. Главный вопрос. И даже если нет на него ответа, задать его себе – может лишь душевно зрелый человек.
Стихи Людмилы Осокиной прозрачны, непритязательны, звучат негромко, сокровенно, без всякой зауми, рисовки, игры и заигрывания с читателем. Им веришь, в них входишь и изнутри слышишь спешащие куда-то капли дождя, видишь «в сумерках густых// нарциссов снежно-белый танец», и как «лица превращаются вдруг в лики». Правда, превращаются. Только не каждому дано это увидеть. А ей дано. И что-то вдруг переворачивается внутри или вокруг, происходит какой-то едва уловимый сдвиг и оказывается, что это и твой мир, твои тревоги, слезы, твое отчаяние и твоя надежда.
И может, правда,
Забыв о суете на этом свете,
Становимся как гении – велики!
Может, Людмила Осокина это не придумала, может, так и есть.
|