Лестница света поэта.
«И, очарованная, тайну открываю: / душа средь звёзд с душою говорит»- продолжает диалог с небом геленджикский поэт, наша современница, Валентина Гончарова: - «Мне Вечность боле не звонит./ ;«Я потерялась в мире этом…» -признается она в своем бесконечном диалоге с небом «на некоем третьем, неописуемом языке», который поэт К. Кедрин назвал «метаязыком» – посредником между землей и небом. Это и есть сама поэзия.»
И только неуловимым, поэтическим восприятием мира можно представить время, как увидела его В. Гончарова: « А время растворилось в струях Леты/ и небо от заката до рассвета/ качает тайну в звёздных гамаках…» Отчаявшись в невозможности воплощения мечты на Земле, она обращается к небу, где – «…всё возможно! Истину оттуда ждут:/ росинки на полях горят звездой, / а в небе – травы полевые жнут!».
Лестница поэта, устремленная к небу, опирается на земную твердь, она единит миры:
«Обитель облаков, край миражей/ мне предлагают кров спасительно-высокий./ Средь белых грёз совсем не одиноко,/ и полон ум заоблачных затей./ - начало сонета завершающегося словами: « В долинах тихих плод сладчайший зреет,/ медовым соком зрелость истекает,/ преград лучам чудесным не имея…». Тема моря близка геленджичанке, много стихов посвятила она ему: «Доносит шепот вечности волна,/ глубины недр познав и бездны неба…/ Гонима ветром и обласканная Фебом,/ путями беспредельность сильна…/ Она рокочет рокотом Пророка,/ ласкается полуденною негой,/ волнуется под бирюзовым небом,/ свежа и холодна, и одинока…/ качает золотистый мёд заката,/ зарею утренней умыться рада,/ и, затаивши влагу меж ресниц,/распахивает очи голубые!/ И, вольная, не ведая границ,/ ласкает берег вечный, как впервые…»
«Нет пророка в своём отечестве!» - говорят со времён Данте… О нашей современнице, к счастью, вовсе не «трубят»… Зато, скрытые от многих читателей, опубликованные на краевом уровне замечания серьёзных представителей Союза писателей Р.Ф. – ёмки и весомы. Приведём в качестве примера выдержки из статьи профессора кафедры мировой литературы, факультета журналистики Кубанского университета, члена союза писателей Р.Ф. Георгия Соловьёва. Статья, посвященная творчеству В. Гончаровой, была опубликована 6 июня, на день рождения А.С. Пушкина в газете «Кубанский писатель». Называлась она: «Сердце своё несу, как свечу».
Отметив, что прочитанное можно отнести к женской лирике, автор процитировал Л.Н. Толстого: « Женщина острее мужчины воспринимает правду и ложь – может потому, что стоит ближе к ним.», далее идёт цитата из стихотворения В.Гончаровой «Разговор с сегодняшним днём» - « Не стану я другою!»/ Мир, мне подобных стоит,/ чтоб не дружить с тобою!»
«Это же декаданс! Это же «выхожу один я на дорогу!» - восклицает критик и продолжает: - «Если же серьёзно, то стихи В. Гончаровой, навеяны, пожалуй, зефиром поэзии серебряного века. Помните цветаевское: « Стихи растут, как звёзды и как розы/ как красота, ненужная в семье/ А на венцы и на апофеозы/ один ответ – «откуда мне сие?»
В стихах современной геленджикской поэтессы явно звучит голос питерских салонов, символистов в начале ушедшего века. В стихотворных этюдах В. Гончаровой в земной жизни властвует «сон», «тень». Реальности противопоставлен мир мечты и творчества, где личность обретает полную свободу.
…Стихи В. Гончаровой на пределе исповедальности ( вот уж поистине – «Сердце своё несу, как свечу!»)»
Остановившись подробнее на теории символизма, и упомянув поэтов: А. Блока, А Ахматову, Григорий Соловьёв заканчивает статью: - « Пожелаю вместе с Мариной Ивановной Цветаевой Валентине Ивановне Гончаровой: «Этот мир невозвратно-чудный! / ты застанешь ещё, спеши!»
«Предел исповедальности» - это три последних поэтических книги стихов В. Гончаровой, напечатанных в Геленджике в конце 2010г. Книга избранной лирики «Свет окна» включает в себя часть произведений, опубликованных до 2000г в предыдущих семи сборниках. Что касается книг «Венок сонетов» и «Поля молитв и откровений» - это новые стихи и новый жанр – сонеты. О рождении последнего знаю не понаслышке. Родился первый сонет в больнице, лежали в одной палате, сердце сдало у поэта - микроинфаркт…Поэтическим чутьём избран именно сонетный ритм, или само сердце во спасение свое? – Загадка.
А ритмы нисходят из Космоса. Поэт – радар, ещё и потому, что Водолей по гороскопу, тесно связан с импульсами Вселенной… Потоки слов шли не год и не два, и сердце спасено было ими…
Литературоведческий анализ творчества поэта – это тоже книга. Надеюсь, её ещё напишут. А в статье своей я только прикасаюсь, пытаюсь объять «необъятное»… Последние строки сонетов – квинтэссенция стиха, они афористичны. Примеры: «Но рифмуется с понятьем «смысл» / мысль, что, все не зря мы родились…», «Лукав несовершенный мир людской,/ в нём справедливость остается лишь мечтой!», « Не так ли, тайный свет храня,/ небытие полно огня?», «Когда так горячи желанья,/ нам отменяются свиданья!», «Начертан нам земного плена круг,/ когда Вселенная безмерная вокруг!», «Стоят по краям у бездны/ богатый и сонмы бедных!», «Но краток миг, а Вечность – бесконечна…/Любовь соединяет миг и Вечность», «А Божий промысел, он - выше!/ Его лишь одного и слышу…».
Поэзию надо читать самому. Трудно писать о загадочном… каждый найдёт в книгах Валентины Ивановны что-то сокровенное, своё. Вот несколько миниатюр, рассыпанных среди циклов, венков сонетов, любовной и пейзажной лирики.
«Когда я слышу: «быть – не быть»,/ «любить» рифмую с «не любить», или - « На солнечной опушке/ с названьем кратким – «Жизнь»/ расставлены ловушки…/ Коль жизнь мила – держись!», «Любовь, сестру сокрытой тайны,/ мы получаем не случайно…», «Просветленными становятся в любви,/ потому что свет Вселенной всей - внутри!»
В своих притчах автор полон мягкого юмора и мудрости.- «…если уши есть, чтоб слышать,/ как умеет птица петь, / зачем на песню документ смотреть?», «Невежество своё лишь мудрый обозначит,/зато невежда о всезнании судачит», « Спросил богатый:/- чем духовность помогает?/ - Богаче стать – священник отвечает. / Но как, без денег и богаче стать?/- Научит дух поменьше их желать!».
И не случайно! Ведь поэт Гончарова В.И. ещё и талантливый педагог высшей школы. Чтобы меня не упрекнули в субъективизме, сошлюсь на очередную выдержку из статьи известного не только в нашем городе писателе-сказочнике, но в стране и мире, лауреате премии им. А.П. Чехова, ученого-океанолога, патриота нашего города, не понаслышке, знающего культурный расклад творческого потенциала Геленджика, редактора последних сборников поэта.
«Валентина Ивановна Гончарова – яркий, глубокий, самобытный поэт. Определяющими особенностями её творчества, на мой взгляд, являются его многогранность и всепроникновенность. Многогранность замысла – будь то сюжет, жанр, художественные средства, создаваемых произведений: их тон, ритм, звук. Всепроникновенность чувства, мысли идеи в окружающий и неразрывно связанный внутренний мир творца. И всё это пронизано неповторимым авторским темпераментом. Высочайшее творческое напряжение чувствуется в любой, даже самой мягкой строке, самом нежном слове.
Человеку, впервые соприкоснувшемуся с лирикой В.Гончаровой, трудно поверить, что многие строки принадлежат не только тонкому, чуткому поэту, но и опытному литературоведу, бескомпромиссному публицисту, серьёзному учёному, имеющему два филологических образования и преподающему философию и культурологию, этику и эстетику в высшем учебном заведении. Впрочем, это лишь благоприятное совпадение таланта, интересов и обстоятельств. Не будь у В.Гончаровой не только высшего, но и среднего образования, её органичный поэтический дар, перманентный порыв к творчеству,
не могли не реализоваться при любых обстоятельствах. Воплощенный в рукописях. Публикациях, поэтических сборниках и книгах В.Гончаровой, этот дар является самой весомой рекомендацией для вступления в любое творческое объединение.
Моя многолетняя, постоянная связь с Геленджиком, как ученого и писателя, позволяет мне непосредственно судить о творческой жизни интеллигенции этого города».
Жизненный путь Валентины Гончаровой, как любого талантливого человека, наполнен муками и радостями. Однако, в пору перестройки она создает серию ярких образов своих современников – геленджичан, работающих почти бескорыстно на поприще науки, учительства и творчества. Очерки её наполнены силой слова и мысли, они точно и проникновенно ваяют образ непростого труженика, наполненного благородством таланта и добра. Глубинные течения народные привлекают автора будущей книги прозы о нашем незаметно ускользающем в «завтра» - «сегодня». Миг схвачен и останется для потомства примером подвига интеллигенции, дай Бог не последних из могикан в истории нашей страны… «Так уже не пишут сегодня!» - восклицала Елена Гарбуз, поэт-фронтовик, медсестра, кристально чистой души человек. Она ушла от нас 23 февраля в холодный Норд-Ост… Но её согревали две книжечки стихов, трогательно положенных Валентиной в последние минуты в холодные руки подруги на смертном одре… Елена Константиновна всё время мечтала напечататься, тем более поэзия её того заслуживает. И вот уже ушел из жизни её супруг, она лежит, надломленная неизлечимым недугом –считанные дни остаются на этой земле… Как она любила жизнь, Геленджик, умела радоваться жизни. Она-то знала ей цену после войны!
Что делает Валентина? Она собирает все клочки листочков, исписанных летящим почерком, странички, раскиданные по альбомам и коробкам стихов отрывков, оборванных на полу- строке, слове, фронтовые записи, мирные... Работает день и ночь…Так собирались два тематических сборника – «Крылья Победы» и «Созвездие Геленджика». Из, почти истертых рукописей, сложилась поэма «Керчь». Кое-где приходилось строить «переправы» меж главами, т.к. не было части текста. Многое уточнялось по телефону. А так как журналист Валентина Гончарова, волею судеб, стала «летописцем» легендарной семьи, сам Бог велел проделать ей этот, архи ответственный, труд… Когда Валентина читала получившуюся поэму своей подруге по телефону, та плакала и говорила: «Меня фашисты не убили, чтобы я встретила на Земле такую любовь, как твоя, Валечка!». Книги Елены Гарбуз Валентина передала в краеведческий музей города.
У Гончаровой В.И. много друзей и единомышленников в городе. Она состоит в творческой дружбе с супругами Клыковыми – Сергеем Александровичем и Татьяной Константиновной. Замечателен союз с композитором Натальей Калиновской, есть совместные романсы с Шаблием В.И., Головановым, Е. Аланиной, новороссийским композитором, Сергеем Бахаревым. Работают со стихами поэта и московские деятели искусств, проза автора Гончаровой печатается в международных изданиях. Это при том. что сама Валентина не проявляет никакой активности в плане продвижения своего творчества, ей важен сам процесс.
Поэтому выходит в мир литературно-художественный альманах «Слово», группы литераторов Геленджика, Краснодара, Москвы. Альманах отмечен положительно краевой и столичной критикой.
Поэту предложена работа с творческой молодёжью города. Успехи налицо: лауреаты, призы и победители литературных конкурсов международного, краевого и городского уровня – студийцы «Словушка», юношеского отделения «Слова».
Поэты - студии, выступают на авторских вечерах в институте искусств, организованных В.Гончаровой. Город услышал со сцены слово М.Безбородовой, Т.Саенко, В.Головинског, А.Шаталова, М Панфиловой, намечены выступления очередных. Большим успехом пользовались литературно-музыкальные вечера «Лира». Собирали поэтов и музыкантов и в клуб «Меломан», где задушевно пели мелодичные украинские и духовные песни поэты Кабардинки С.Масликова и В.Борисова.
Внимательная к таланту, Валентина Ивановна помогла многим начинающим поэтам города обрести своё творческое лицо. Мы помним её «Литературно-музыкальный блокнот», который она регулярно вела на радио Геленджика. На местном телевидении ею проводились встречи с певцами, художниками города, сохранились фильмы, записи на кассеты.
Деятельность Валентины Гончаровой отмечена наградами Управления культуры, она вошла в Алмазный фонд Геленджика в номинации «Литератор года»( по итогам 2005, 2010 гг»), «Знатный работник культуры Геленджика». Медаль за достойный вклад в культуру города.
В своё время, начальник Управления культуры и кинематографии Геленджика, Курс Екатерина Дмитриевна познакомила московского писателя –ученого Шурко Илью Ильича с неизвестным поэтом В. Гончаровой для рецензии и оценки. Он и стал вдохновителем и редактором последних сборников поэта.
Любит жизнь, многие воспринимают её светло и радостно. Так, на её юбилее Борис Линников, член союза художников так и сказал, поздравляя: - «Праздник по имени Валентина Гончарова!»
Живёт творчеством, воспитывает своих студентов, кстати, глубоко уважающую её за эти самые качества и…- считает себя счастливой, делится своим счастьем жизнелюбия с нами. И ей есть, что сказать! Автор десяти поэтических сборников готовит к печати легенды и поэмы – очередной поэтический сборник и две книги прозы. Кстати, одна из них – книга о геленджичанах, которую она пишет вот уже более 20 лет.
Во вступлении книги «Свет окна» писателем-сказочником отмечено: «Новое издание замечательного геленджикского поэта, ученого-филолога, педагога Валентины Ивановны Гончаровой, с полным основанием может быть назван поэтическим подарком Геленджика – России». И мы с этим согласны!
Валентина Борисова, поэт, член литературной студии «СЛОВО»
СЕРДЦЕ СВОЕ НЕСУ, КАК СВЕЧУ…
Сегодня в литературе все же существует эта особая ветвь – женская поэзия. И она – как ни крути! -- отличается своеобразным видением жизни, специфическим подходом к явлениям действительности, тематикой. Убедился я в этом, познакомившись со стихами геленджикской поэтессы Валентины Гончаровой.
Кстати, интересна (как сказали бы мои ученые коллеги – симптоматична) сама история этого знакомства. Телефонный звонок с просьбой: «Вы не могли бы почитать мои стихи?..» На язык просится: «У меня занятость выше крыши, некогда…», но вместо этого почему-то произношу: «Ну, давайте попробую». Фатум, одним словом, да и только.
Позже уже оказалось, что нас с Валентиной Ивановной немало связывает: и ее прежнее сотрудничество с Кубанским госуниверситетом, и журналистское ремесло, и увлечение культурологической тематикой. Я вот только в отличие от нее стихов не пишу. Кстати, о них.
Как пишет сама В. Гончарова: «Рассказывать о музыке и поэзии – дело неблагодарное: рискуешь впасть в субъективизм…». С этим нельзя не согласиться. И все же, все же…
Попытки развести литературу «под литеры «М» и «Ж», как выразилась в свое время критик Н.Иванова, часто вызывают резкое несогласие. Действительно, это разделение не универсально, оно совсем не исключает деления на плохую и хорошую поэзию, и т.д. и т.п. Но если мы признаем принципиальную разницу между мужчиной и женщиной, то, вероятно, нужно признать и то, что самопознание, самовыражение женщины в стихах, ее взглядах на мир и на себя в мире в чем–то, (а может, и существенно) отличается от мужского. Эта мысль и стала мерилом моих непричесанных рассуждений о стихах, живущих под авторским девизом «Живу в загадочной стране своей мечты и грез». Буквально с первых же строф читатель действительно попадает в мир, где
Нет серого дня –
Есть сияющий храм!
Нет грустного дня –
Есть порыв к чудесам!
Нет смертного дня –
Есть полет к небесам!
Тут и задаешься вопросом. Почему же, говоря о лирическом герое этих стихов, о тех его чертах, которые приближают его к идеалу в авторском понимании, и тех, которые ему мешают быть таковым, мы должны делать вид, что идеальное (без позиционированной ныне т.н. «активной социальной позиции») в герое невозможно? Ведь поистине
Как терпелив немой наш Созидатель!
Спаси людей! Ведь рядом красота.
Довольно слепотой карать их!
Но здесь есть нюансы. Вопрос в том, как это идеальное понимать. Чувствовать жизнь – это скорее всего все же понимать время, главное в нем; видеть то, что отличает нынешнее от прошедшего, не только в делах, но и в мыслях, настроениях, движениях души. И тут как не вспомнить известное высказывание Льва Толстого о том, что «женщина острее мужчины воспринимает правду и ложь – может, потому, что стоит ближе к ним». Ну и?
Вот, например, строки из стихотворения со знаковым названием «Разговор с сегодняшним днем»:
Жизнь руки мне скрутила,
А я ее любила!
Смеялась жизнь, грубила,
А я ее молила…
Где замки возводила,
Там след песка под илом…
И как вывод:
Не стану я другою.
Мир, мне подобных, стоит,
Чтоб не дружить с тобою!
Как говорил мой бывший университетский преподаватель научного коммунизма: «Это ж сплошной декаданс! Это ж «выхожу один я на дорогу»!..». Если же серьезно, то стихи Валентины Гончаровой (а издала она, если не ошибаюсь, уже шесть сборников) навеяны, пожалуй, зефиром поэзии Серебряного Века. Помните цветаевское: «Стихи растут, как звезды и как розы/ Как красота – ненужная в семье/ А на венцы и на апофеозы --/ Один ответ: -- «Откуда мне сие?».
В стихах современной геленджикской поэтессы явно звучит голос питерских салонов символистов начала ушедшего века. В этих стихотворных этюдах В. Гончаровой земная жизнь властвуют «сон» и «тень». Реальности противопоставлен мир мечты и творчества — мир, где личность обретает полную свободу.
Сквозь игольное ушко боли
Протащили правдивую жизнь!
Ну, да ладно! В раю бегоний
И средь лотосов на краю,
Мы счастливую радость догоним…
(Близким душам я говорю.)
Что это – поэтическое откровение или, как говорил Александр Блок, «завитки вокруг пустоты»? Вопрос, пожалуй, открытый. С одной стороны, стихи Валентины Гончаровой – на пределе исповедальности (вот уж поистине «Сердце свое несу, как свечу!»). С другой, как кто-то с иронией ввернул, «в пространстве ваших душ непараллельность заметна лишь тому, кто вечерами, закрыв глаза, досматривает фильм, где Анна пьет бессоницу Марины»...
Поэтесса, к счастью, на верном пути – есть созданный и редактируемый ею литературно-художественный альманах «Слово», есть интересные творческие задумки… Одним словом, пожелаю вместе с Мариной Ивановной Цветаевой Валентине Ивановне Гончаровой: «Этот мир невозвратно-чудный! Ты застанешь еще, спеши!»
Георгий СОЛОВЬЕВ,
член СП России
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Валентина Ивановна Гончарова – яркий, глубокий, самобытный поэт.
Определяющими особенностями её творчества, на мой взгляд, являются его многогранность и всепроникновенность. Многогранность замысла – будь-то сюжет, жанр, художественные средства создаваемых произведений: их тон, ритм, звук. Всепроникновенность чувства, мысли, идеи в окружающий и неразрывно с ним связанный внутренний мир творца. И всё это пронизано неповторимым авторским темпераментом. Высочайшее творческое напряжение чувствуется в любой, даже самой мягкой строке, самом нежном слове.
Человеку, впервые соприкоснувшемуся с лирикой В. Гончаровой, трудно поверить, что многие строки принадлежат не только тонкому, чуткому поэту, но и опытному литературоведу, бескомпромиссному публицисту, серьёзному ученому, имеющему два филологических образования и преподающему философию и культурологию, этику и эстетику в высшем учебном заведении. Впрочем, это лишь благоприятное совпадение таланта, интересов и обстоятельств. Не будь у В. Гончаровой не только высшего, но и среднего образования, ее органичный поэтический дар, перманентный порыв к творчеству, не могли не реализоваться при любых обстоятельствах. Воплощенный в рукописях, публикациях, поэтических сборниках и книгах В. Гончаровой, этот дар является самой весомой рекомендацией для вступления в любое творческое объединение.
Моя многолетняя, постоянная связь с Геленджиком, как ученого и писателя, позволяет мне непосредственно судить о творческой жизни интеллигенции этого города. А настоящая рекомендация адресована не столько коллегам В. Гончаровой по Краснодарскому отделению Союза Писателей Р.Ф., не хуже меня знакомых с ее творчеством, сколько руководству секции поэзии СП РФ, поэтам, которые по тем или иным причинам не смогли достаточно полно ознакомиться с её творчеством.
Рекомендую Валентину Ивановну Гончарову в Союз Писателей Российской Федерации.
И. Шурко. Член СП РФ
|