Нина Познякова

Произведения

Нина ПОЗНЯКОВА
 
СТИХОТВОРЕНИЯ
 
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Опять я слышу колокольный звон,
Великий храм стоит – былая небыль –
И, куполами обнимая небо,
Он в звуки благовеста погружен.

Нас возвышает колокольный звон
Напоминанием извечных истин,
И целый рой идей и добрых мыслей
В умах невольно пробуждает он.

Нам душу лечит колокольный звон:
Живи без суеты, стремись к благому,
Люби детей своих, будь верен дому,
Чти заповеди и людской закон.

Нас провожает колокольный звон,
Быть может, прозвучит он в час прощанья,
Нам передаст небесное посланье,
Когда придет и к нам последний сон.



РУССКАЯ ЖЕНЩИНА

Шли светлые, славой увенчаны,
Дни победной весны.
В глухой деревеньке русская женщина
Сына  ждала с войны.

Святая молитва ее материнская
Была с ним на передовой.
«Вот пала последняя крепость берлинская,
Мой сын вернется домой»!

Но лето проходит, хлеба уж созрели,
Вернулись и зять, и сосед.
А время летит – за неделей неделя,
Нет сына, и писем нет.

Однажды под вечер в окно постучали,
Конверт почтальон передал.
Слова  будто камнем на сердце упали:
«Без вести сын ваш пропал».

«Скажи, почтальон, что слова эти значат,
Ведь ты же сам воевал,
Не жив, не погиб, как быть может иначе,
Чтоб человек – пропал»?

«Он в плен мог попасть, попасть в окруженье,
Жестокие шли бои…
А  может –  был ранен, и после сраженья
Его не нашли свои.

Ты жди его, мать, это ж не похоронка,
Надейся, что он живой,
Да Богу молись, – добавил негромко,–
Вернется Иван домой».

Что  дальше?…  В колхозе, как все, трудилась,
В поле  – за трудодни,
Зимой холода, и печка топилась,
Короткие, хмурые дни.

И каждый вечер перед иконами
Клонилась седой головой,
О здравии сына все  клала  поклоны,
Не смела – за упокой.

Вот так и жила, с печалью повенчана,
В глухом уголке страны.
Всю долгую жизнь эта русская женщина
Сына ждала с войны.



ЧИТАЯ ТЮТЧЕВА

«Мысль изреченная есть ложь»
      Ф.Тютчев

Мысль изреченная ложью становится
В миг изреченья, в неправедный час.
Праздное слово поспешно промолвится ,
Дальше – хоть что-то зависит от нас?

Слово-признанье  – теряет значение,
Слово-обет  – не спасает от бед.
Мысль изреченная будит сомнения,
В слове не видим мы истины свет.

Мысль первозданна, в ней – суть сохраняется,
Можно понять ее даже без слов.
Слово предаст тебя, смысл в нем – теряется,
Сам от него ты отречься готов.

Чувства, надежды, мечты и желания
В слово легко не старайся  облечь.
Взглядом, улыбкой, святым пониманием
Истину мысли попробуй сберечь.



ПАСТЕРНАК 

«Мне Брамса сыграют»…
         Б. Пастернак

Я издавна мучима странным желаньем
Была,  и поведать не смела о нем:
Полжизни могла б я отдать за свиданье
С любимым поэтом в обличье живом.

Сказали  мне люди: он наш современник,
Есть хроники кадры и съемки тех лет.
Затея не стоит ни жертв и ни денег:
Включи свой компьютер, зайди в Интернет.

Так вот он зачем – всех премудростей кладезь,
На сотни вопросов дающий ответ,
Сулящий свиданья нежданного радость,
Мне в прошлое давший обратный билет!

Поэта увижу – замру суеверно:
Тот профиль знакомый, в полуоборот,
И лоб, так природой очерченный верно,
Пронзительность взгляда и брови вразлет.

Высокий, красивый, такой элегантный,
Казался чужим он в безликой толпе.
По сути, он был одиноким гигантом,
Что шел по своей – гениальной – тропе.

Поэта услышу –  и вдруг онемею…
Явление чуда иль сбывшийся сон?
Я голос негромкий забыть не сумею
И тембра особенный, искренний тон.

Я знаю: в другом, ритуальном прочтенье
С экранов звучали стихи, и со сцен,
И зрители новых, иных поколений
Легко и светло попадали в их плен.

Кому помешали те честные строки,
Что мы не устанем стократ повторять,
Зовущие жить без борьбы и без склоки
И жизнь, как сестру, как подругу, – обнять?

Кому помешали – чернильницы грани
И вечной свечи восковая слеза,
Седые туманы в предутренней рани
И ландыш, по-детски открывший глаза?

Поэзия знала большие антракты,
Россия теряла своих мастеров.
Времен безголосых стоят артефакты…
Могли обойтись мы без этих даров!

Все те, что кричали: «Стихи его плохи!»,
Ушли, не оставив в веках – ничего.
Вы звали его быть достойным эпохи,
Была ли эпоха – достойна его?



СНЕГ
(баллада)

Уж отгорел поры осенней сполох,
Дни свой привычный совершали бег.
Пришла зима, и в сонме туч тяжелых
Летел к Земле ноябрьский первый Снег.

Земля лежала жалкая, больная,
В плену своей невольной наготы,
От холодов и злых дождей – изнемогая…
Все это Снег увидел с высоты.

Он понял, что беспечный и жестокий,
Ее использовал и бросил Человек.
В порыве нежности и жалости глубокой
К Земле несчастной устремился Снег.

Три долгих дня и долгие три ночи
Он над Землей усердно колдовал,
Ее, закрывшую доверчивые очи,
Пуховым белым одеялом накрывал.

Когда же утром Солнце озарило
Леса, холмы, широкие поля,
Воскликнул Снег: «О, как же ты красива,
Как ты прекрасна, милая Земля»!

И шла зима, кружила белой вьюгой,
Свою неспешную плела кудель,
И каждый день Снег обнимал подругу,
И каждой ночью – с ней делил постель.

В лебяжий пух, в песцов и горностаев
Он, как царевну, Землю одевал,
И свечи звезд ночами зажигая,
Высь небосвода ярко освещал.

Но вот приблизились иные сроки,
И прилетел – предвестником весны –
Соперник Снега из широт далеких,
Бродяга - Ветер с южной стороны.

Он крикнул Снегу: «Попрощайся с нею,
Лети в свои полночные края!
Я Землю разбужу и отогрею,
Оставь ее, теперь она – моя»!

В последний раз к Земле Снег устремился –
С последней лептою своих даров.
На Землю бережно и трепетно ложился
Той белоснежной нежности покров.

«Прощай, Земля, не встретимся мы больше,
Прощай навек, красавица моя»!
Так снег шептал весенней теплой ночью
И горько плакал, плакал в три ручья.



* * *

 «Девочка плачет – шарик улетел …»
          Булат Окуджава

Стихи поэта – мудрые послания,
Законов жизни краткий пересказ.
В них истина, любовь и сострадание –
Все, что безмерно дорого для нас.

Я помню детство – бестолковое, несмелое,
И было самой грустной из потерь,
Что удержать свой шарик не сумела я
И горько плакала, когда он улетел.

Терять случалось и другие шарики,
И плакать принималась я опять,
А после юность с детством, взявшись за руки,
Ушли куда-то, где и не сыскать.

Вот взрослой женщины метанья и сомнения:
Любовь без брака? Брак ли без любви?
Безвольная покорность и смирение …
Но муж ушел к другой – и не зови.

А жизнь не кончена: влечет дорога длинная
И трудная, но колея – своя.
Дела привычные, влюбленности невинные,
Любимый город, верные друзья.

Все так же вызывают восхищение
Знакомые, простые чудеса:
Звучанье музыки, поэзии мгновения,
Цветенье сада, внуков голоса.

Любовь последняя манит мечтой безгрешною,
Но понимаю – жизнь почти прошла.
И часто льются слезы безутешные –
Все кажется, что мало пожила.

И уж другая девочка несмелая
Свой шарик голубой несет в руке.
Ее дорога, словно лента белая,
Лежит, теряясь где-то вдалеке.

Стихи поэта, грустные послания,
Судьба моя – всего в восьми строках,
Но вспомню – прерывается дыхание,
И стук в висках, и слезы на щеках.

Высокие, бессмертные метафоры,
Словно вином наполненные амфоры,
Которые вовеки не испить,
Лишь поле перейти и жизнь прожить.



* * *

Так много лет твоя рука
Была чужда и далека.
Ее пожатья сладкий плен
Забыла я. Но перемен
Настало время, и рука –
Твоя  рука – опять близка.

Она надежна и крепка,
Мне бесконечно дорога,
И до своих последних дней
Не расставалась бы я с ней.

В твоей руке – моя рука …
О, как награда высока –
За боль немыслимых разлук
И разобщенность наших рук.



СОНЕТ

«…обидный призрак нелюбви»
       Б. Пастернак

Обидные слова ты мне сказал,
Они всплывают в тишине бессонной ночи,
Их неприязненный, бездушный, резкий росчерк
Подверг сомнению начала всех начал.

Обида жгучая упрямо сердце точит,
В него впивается, как сотня острых жал,
И суть недобрых слов, что ты сказал,
Мой разум ни за что забыть не хочет.

Подумалось: вчерашний идеал
Себе судьбу бесславную пророчит,
Высокий опустеет пьедестал,
Погаснут свечи, будет кончен бал.

Но понимаю, вижу будто бы воочию,
Как станет мир мой беден, пуст и мал.



ТАК НЕ ХВАТАЕТ СОБЕСЕДНИКА

Так не хватает собеседника –
С простой душой, не привередника,
Такого, с кем – не есть, не пить,
А просто сесть, поговорить.

Чтоб рассказать об огорчениях,
Доверчиво, но слез не лить,
Ему поведать о сомнениях,
С которыми так трудно жить.

Поговорить о тихих радостях,
О том, что пишутся стихи,
И вспомнить о судьбы превратностях,
Что, слава Богу, далеки.

И он мне тоже попытается
Поведать тихо, не спеша,
Как иногда болит и мается
Его бессмертная душа.

Слова надежды, утешения
Друг другу скажем в этот час,
А все не злые прегрешения
Простит нам Бог – в который раз.

Так не хватает собеседника –
С простой  душой, не привередника,
С которым – сесть, поговорить,
Тепло друг другу подарить.



РАССКАЗЫ
 
ДЕВОЧКА И МОЦАРТ 

Эта минувшая реальность – так давно это было, что, кажется, даже не реальность вовсе, скорее – хрупкий мир видений, – он почти исчез и навсегда исчезнет вместе со мной. Догнать, вернуть, уцепиться за подол простенького платьица робкой, некрасивой семилетней девочки и рассказать … Кому? Друзьям? Будут ли им интересны мелкие подробности моей жизни? Своим детям? Что ж, они, может быть, поймут, пожалуй, даже оценят, но скорее всего, походя. Скажут: «Ты молодец, мы от тебя такого не ожидали». Впрочем, чему удивляться? У них другой мир, другие ценности, скорости, потоки информации, сливающиеся в водоворот, подчиненные новым реалиям  мысли, чувства, души, жизни.
Кто понял бы мир моих видений, дорогих до слез, до звона в висках, понял бы, и принял, и не осудил? Один человек, родной по строю души, по дрожанию струн в унисон, а когда не в унисон, то какие, какие получались созвучия! Гармония, почти счастье. Но его уже нет, он ушел безвременно, по равнодушию родных и небрежению врачей, и покоится на кладбище в одном из подмосковных городов. Оплакиваю тебя, мой друг, жалею, что не сказала , когда было еще не поздно и когда тревога за тебя все сильнее сжимала сердце, – не сказала тебе словами поэта:

«Назначь мне свиданье на этом свете,
Назначь мне свиданье в двадцатом столетье …
Назначь мне свиданье у синих глаз».

Я знаю, ты бы понял и пришел.И глаза синели бы родной синевой. И сказал бы чуть виновато, держа мои руки в своих и не пытаясь перекричать звук электропоезда в метро: «Вот видишь, как получается» или что-то другое. Но я бы поняла, потому что – ну что же делать? Одна душа, но разные судьбы. Но душа-то ведь одна, и одна, единая, непреходящая любовь к музыке!
Пусть долгая память и эти слова посвящения найдут тебя в иных, далеких сферах, где наши души, как знать, однажды, может быть, вновь обретут друг друга. В память о тебе – мое дальнейшее повествование, рассказ – воспоминание о моей молодости и о том, чем была музыка в моей жизни. Смогу ли я справиться с задачей, осилить задуманное – сама не знаю, но первые строки – пусть они прозвучат  уже сейчас.
Мое детство пришлось на послевоенные годы, трудные и  малорадостные. Но в нем был мир детских песен, которые мы с сестрой пели, как малые пташки. В них соседствовали елочка и мишка косолапый, серенький козлик и гуси со своим га-га-га. Было, конечно, еще и радио, но вечно усталая и замотанная мама включала его на самый тихий звук, только чтобы не пропустить сигнал тревоги: служившие позывными первые звуки мелодии «Широка страна моя родная» и голос диктора: «Говорит Москва. Передаем сообщение …» Уже год, как окончилась война, но тревога медленно покидала людей.
Лето выдалось необычайно жаркое. Мы собираемся в деревню к бабушке. Мама укладывает продукты, одежду и массу других необходимых вещей в чемоданы, сумки и мешки, ведь едем на все лето. Мама – невысокая, полноватая, у нее веснушчатое округлое  лицо, курносый носик, рыжая косичка, закрученная в пучок и заколотая шпильками на затылке. На голове – косынка, завязанная под пучком, поверх платья – неизменный фартук. Так одевалась бабушка в деревне, так одевается и мама, тоже, по сути, – простая женщина, ставшая москвичкой в начале тридцатых годов прошлого века, когда столице остро потребовались молодые рабочие руки. Ее привычек не изменило и то, что теперь она – жена офицера, больше не работает, растит двух дочек.
Мамино лицо лоснится от пота, косынка съехала набок, из-под нее выбиваются пряди влажных волос. «Девочки, пойдите во двор, погуляйте,– говорит она нам с сестрой. – Жарко, можно выйти босиком». Мы с готовностью бежим к двери. Ступеньки лестницы холодят босые ноги, но асфальт во дворе обжигает, и я, оставив сестру в песочнице, бегу на дорожку небольшого сада, где клумбы с цветами и скамейки под липами.
На первом этаже другого, не нашего подъезда открыто окно, из него доносится музыка. Вероятно, по радио передают арии из опер. И вдруг … как это объяснить? При звуках музыки я останавливаюсь,  замираю и стою, как зачарованная. Все мое существо охватывает восторг, какого я никогда не испытывала раньше. «Руку мне дай, красотка, в замок войдем с тобой …»– поет нежный мужской голос. А вот к нему присоединяется и женский. Это дуэт из оперы Моцарта «Дон Жуан», но я, конечно, еще не знаю этого, как не знаю и имени композитора. Дивная мелодия длится и длится, заставляя меня замирать от какого-то не веданного прежде счастья. Но вот последний аккорд, все кончилось. Объявляют очередного исполнителя, звучит бас. Не то, не то! Я закрываю уши ладошками, бегу домой, в нетерпении стучу в дверь и с порога бросаюсь к маме.
«Мама, ты слышала сейчас … по радио … такую музыку … прекрасную?» – «Какую?» – не понимает мама.– «Руку мне дай, красотка, в замок войдем с тобой …» – начинаю я петь. Как жаль, что другие слова не удалось запомнить! Но главную мелодию я помню, я старательно вывожу ее своим тонким голоском и в упоении повторяю ее вновь и вновь. «Ну скажи, тебе нравится?» – тормошу я маму.– « Где ты это взяла, что это за красотка такая?» – вдруг почему-то возмущается мама. – «Это взрослая песня, а тебе пока надо петь детские песенки. Выкинь эту красотку из головы. Иди, иди, погуляй еще, да присмотри за сестрой, я с ума схожу от этих сборов.»
«Она не поняла, – в отчаянье думаю я, медленно спускаясь по лестнице.– А ведь это была удивительная музыка, такая простая, легкая и нежная, прекраснее я никогда ничего не слышала! Почему же мама рассердилась?» Я возвращаюсь в сад, сажусь на краешек скамьи и все твержу и твержу волшебную мелодию. Почему же она «взрослая»? – размышляю я. Наверное, потому что они пели …о любви? Это понятие уже знакомо мне, но слово … Ни за что на свете в свои семь лет я не смогла бы произнести его вслух.
Так музыка Моцарта впервые вошла в мою душу и мое сознание. Позже я открою для себя неисчислимое богатство его мелодий, но первое впечатление – оно останется со мной навсегда.



ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ

Вы, наверное, замечали, что порой наша память заносит в разряд самых дорогих воспоминаний с виду незначительные события, какой-нибудь давний случай, и часто с точностью до мелочей воспроизводит обстоятельства, детали, сказанные когда-то слова, пережитые впечатления, причём так достоверно и живо, будто это произошло лишь вчера. Вот один из таких примеров.
Было это больше двадцати лет тому назад, на исходе прошлого века. В конце марта отмечали день рождения одного из родственников. Засиделись допоздна, но расходиться не хотелось. Хозяйка предложила нам «на посошок» по чашечке крепкого чёрного кофе. Кто-то открыл балконную дверь, послышался звук капели, в комнату влетел влажный весенний ветерок: в Москве уже неделю стояла мартовская оттепель, с плюсовыми температурами, с дождями, подъедавшими огромные сугробы долгой, многоснежной зимы.
«Весна, – мечтательно сказал мой двоюродный брат Володя, – а там и лето. Снова в турпоход! Здорово! Ну а ты, подружка, – обратился он ко мне, – на юг в этом году не поедешь, будешь обживать свой новый дачный участок, свои шесть соток?»
«Наверное, – нерешительно сказала я, – но не знаю, с чего начать. Что-то надо будет посадить, может быть, картошку?»
Володя усмехнулся. – «Ну и картошку тоже.  Но знаешь, что я советую тебе посадить и посеять  прежде всего? Цветы! Не возражай, – мягко сказал он,  предвосхищая мой недоуменный вопрос,– послушай и всё поймёшь».
Я примолкла и приготовилась слушать. Володя был прекрасным рассказчиком. Я любила его спокойный, негромкий голос, доверительные интонации, приятное чувство юмора. В свои сорок с небольшим он объездил всю страну, как специалист работал на многих стройках, к тому же он был заядлым туристом, яхтсменом. Сюжеты его рассказов были увлекательными, но мне особенно нравилось его умение обратить внимание на то редкое и удивительное, что встречается в жизни и чего мы в суете своей часто не замечаем.
«Так вот, однажды мы с ребятами ходили на яхтах по северным рекам,– начал свой рассказ Володя. – В конце похода двигались по одной из рек вниз по течению к Онежскому озеру. А август выдался жаркий, реки обмелели, и нам пришлось тащить яхту посуху целый километр, даже больше. Дотащили и в изнеможении рухнули на берег. Место безлюдное, только два домика на берегу стоят. Смотрим – из одного дома вышел старик, пригласил нас к себе, свёл в баньку, картошечкой накормил и спать уложил. А утром встаём – солнце сияет, тепло, а в палисаднике у старика – цветы удивительные, никогда не видел таких раньше: похожи на ромашки, но не белые, а ярко-желтые, крупные, с мою ладонь, с длинными овальными лепестками. Ну, просто солнышко в миниатюре. Вечером-то мы их не заметили».
«Что за цветы?» – спрашиваю я дедушку. – «Да гостила у меня племянница, – говорит он, – вскопала землю в палисаднике и посеяла семена. На следующий год, мол, будут у тебя цветы. Но цветов я так и не дождался, только зелень какая-то густая появилась. Я её не тронул, но подумал: какие цветы? Земля у нас скудная, да и тепла обычно маловато. Но они начали цвести следующим летом и вот уже третий год цветут, семена роняют и ещё дружнее становятся».
Дал он мне семян, ведь конец августа уже был. «Посей, – говорит, –  и у тебя будут такие же». Но где мне их сеять? Так и лежат они у меня на полке, в коробочке от фотоплёнки.
«Весь день мы готовились к дальнейшему маршруту, – продолжил свой рассказ Володя, – а я всё старался улучить минутку и прибежать к дому, чтобы полюбоваться цветами.
На следующий день мы отплывали. Ребята поставили паруса, звали меня с берега, а я всё никак не мог отойти от палисадника, насмотреться на цветы и,  наконец, проститься с ними. И долго потом, стоило мне только закрыть глаза, как они возникали передо мной вновь, а с ними – ощущение какой-то необыкновенной радости. Случалось, что и позже, в моменты неудач, в минуты печали, когда, казалось, ничто не радовало, я вспоминал лето, гладь озера и обилие жёлтых цветов под ярким солнцем, и этот образ всегда помогал мне справиться с унынием».
Володя замолчал, похоже, он сам был взволнован своими воспоминаниями. Я подошла к брату и обняла его. «Спасибо тебе за этот рассказ, Володя.  Я будто бы сама побывала там вместе с тобой, – сказала я. – Ну конечно, я посажу цветы, и эти, и другие, разные, пусть их будет много.  Я поняла – цветы приносят радость. Верю, что они всегда будут радовать и меня».



САША

     После выхода на пенсию я взяла за правило не пользоваться без нужды общественным транспортом в часы «пик», не создавать неудобства себе  и не мешать тем, кто в утренние часы везет детей в школы, детские сады, спешит на работу, на учебу, да мало ли еще по каким неотложным делам. Но в тот хмурый, холодный ноябрьский день мне пришлось отступить от своего правила: необходимая мне медицинская консультация была назначена ровно на девять часов утра.
     На автобусной остановке толпилось десятка два пассажиров. Ветер гнал им под ноги жесткую поземку, из низких серых туч порой сыпалось  что-то вроде снежной крупы.
    Наконец подошел автобус. Он был почти полон, однако все ожидавшие, включая меня, все-таки смогли поместиться в нем. «Сесть, видно, не удастся», – подумала  я, – «Придется стоять в этой тесноте до самой конечной остановки». Но мне повезло: увидев меня, девушка, сидевшая на переднем сидении, встала и уступила мне место. Так я оказалась рядом с молодым мужчиной, державшим на руках мальчика, как мне показалось, лет четырех.
     Мужчина был крепкого телосложения, кожаная куртка туго облегала его  спину и плечи. У него был короткий прямой нос и широко расставленные  глаза, темные волосы торчали жестким ежиком над невысоким лбом. Беглого взгляда было достаточно, чтобы возникла ассоциация: Элвис Пресли (был такой рок-певец и киноактер, кумир молодежи шестидесятых-семидесятых  годов прошлого века). Помню, что и в то время, да и позже девушки неизменно попадали в ловушку таких вот глаз, такой яркой, несколько грубоватой мужской красоты.
    Лицо мужчины покрывала темная двухдневная щетина. Я почувствовала запах недорогого парфюма и запах спиртного, выпитого, вероятно, накануне. Время от времени он закрывал глаза, сидел с безучастным видом, в полудреме, как человек, не выспавшийся ночью.
     Мальчик не сидел на руках у отца, как это бывает обычно (скорее всего это был его отец, хотя внешнего сходства я не увидела). Малыш стоял на коленях лицом к отцу, держался за его плечи и очень нежно, не отрываясь, смотрел на него.  Он то прижимался к отцу, то принимался целовать его, то гладил маленькой ручкой по небритому лицу, приговаривая: «Папа, папочка, мой папа»! «Саша, сядь как следует»! –  вдруг раздраженно сказал мужчина и попытался повернуть мальчика. Тот забился у него в руках и закричал: «Нет, не надо, пожалуйста»!
       Тем временем автобус двигался по шоссе, приближаясь к станции метро.
«Саша, мне надо выходить», – сказал отец мальчику. Он встал и, держа сына на руках, обратился к девушке, которая уступила мне место: «Возьми его, я выхожу». – «Да это же его мама»! – поняла я, – «И как же сын похож на нее: такие же светлые волосы, большие серые глаза и эти брови домиком!»– «Нет,  папочка, не надо, не уходи»! – вновь закричал малыш.  Отец наскоро поцеловал сына в щеку и передал его матери. Та подхватила ребенка, села рядом со мной на место мужчины и все пыталась успокоить мальчика: «Ты же больший, Саша, понимаешь, что папе нужно на работу».
        Сашин отец пробирался к выходу. Малыш  стоял на сидении рядом с матерью и смотрел вслед удаляющемуся отцу. У него был несчастный вид, в глазах стояли слезы. Тут автобус затормозил на светофоре, на одну минуту стих шум мотора, и в наступившей тишине раздался громкий голос мальчика: «Папочка, я люблю тебя»!  Отец оглянулся и помахал сыну рукой.
        Автобус остановился у станции метро.  «Папочка, когда увидимся»? – вновь  громко закричал мальчик, но его слова потонули в общем шуме. Обернувшись в сторону двери, я увидела, что отец Саши, по-видимому, не расслышав его последних слов или же не предав им значения, вместе с толпой пассажиров вышел из автобуса.
        «Он не сказал, он не сказал»! – зарыдал Саша. Мама стала утешать его, шептала ему что-то, но он плакал  и плакал, уткнувшись в рукав ее куртки, и никак не мог успокоиться.
        И тут я поняла: настал  момент, когда мне необходимо было выйти на сцену и сыграть в этой драме свою скромную, пусть не вполне честную, но уж точно – умиротворяющую роль. Я наклонилась к Саше и тронула его за плечо. «А я слышала, что сказал твой папа». Мальчик поднял ко мне свое заплаканное лицо.  «Он сказал – скоро». – «Но ведь было шумно, не слышно»! – возразил Саша. – «А я умею понимать слова по губам». – «Как это?» – удивился мальчик. – «Я учительница,  работала в школе, где учатся  дети, которые плохо слышат. Они говорят без звука, одними губами. Я постепенно научилась понимать их речь».
     Саша легко поверил моему объяснению, он успокоился и даже заулыбался. На бегущей строке он бойко прочитал название следующей остановки. «Ты уже умеешь читать»? – удивилась я. Он рассмеялся.  «Вы думаете, что я малыш? Нет, мне уже пять лет, а сразу  после Нового года будет шесть. Я читаю, прочитал уже много книжек, детских, конечно, сейчас учу таблицу умножения. И в шахматы играю. В детском саду я обыграл  заведующую, и тогда  она пригласила знакомого мастера-кандидата …» – «Кандидата в мастера», – поправила его мама. «Да, он был взрослый, с усами. У него сделалось такое красное лицо, когда мы сыграли с ним вничью. Так удивился»!  – «Со временем ты можешь стать чемпионом России  или даже чемпионом мира», – предположила я. – «Зачем? Шахматы – это просто игра, интересная, конечно, но  от нее мало пользы для людей. Нет, я уже решил, кем стану. Сказать? Я буду врачом, скорее всего – детским».
        Саша обернулся к матери и спросил: «Можно я расскажу про нас? Бабушка добрая». Мама кивнула и улыбнулась.
      «Знаете, почему я отстал в росте? Когда мне был один год, мама заболела. Она лежала, не вставала, и я тоже лежал, болел, все время плакал,  плохо ел. И мы так долго, долго болели и никак не могли поправиться. Но потом нашелся врач, Александр  Александрович, он все понял про нашу болезнь  и вылечил нас. Он замечательный, он наш друг, а для меня он – пример. Плохо только, что время идет так медленно: надо окончить детский сад, потом школу, потом медицинский институт, и только после этого я стану врачом. Саша вздохнул, как взрослый.
            Милый мальчик! Я не стану убеждать тебя в обратном, в том, что время летит быстрее, чем нам хотелось бы. Как живо я помню детство, школьные годы, юность, свою взрослую жизнь, все это было, кажется, совсем недавно, и вот ты уже с легкостью называешь меня бабушкой …
      Мы вышли на конечной остановке и попрощались.  Саша уверенно зашагал  рядом с мамой, на ходу он обернулся и помахал мне рукой. С тех пор я больше ни разу не встретила этих людей, с которыми случай свел меня хмурым ноябрьским утром,  но я часто думала о них. Возникали догадки относительно обстоятельств жизни этой семьи (да и семьи ли?), однако я понимала, что  реальность могла быть и проще, и гораздо сложнее моих домыслов. Одно я знала точно: чуткая душа, доброе сердце и большая – не по годам – целеустремленность этого ребенка непременно станут залогом его достойного будущего. Здоровья и счастья тебе, малыш!
 
© Создание сайта: «Вест Консалтинг»