|
|
Сайт www.ridus.ru от 5 февраля 2012 г.
НЕЕВКЛИДОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОЭЗИИ
Открыл фестиваль круглый стол «Моя прогулка с Лобачевским», который вёл новосибирский поэт Владимир Берязев? Участникам было предложено совершить гипотетическую прогулку с великим учёным. Несмотря на некоторую условность подобной идеи можно сказать, что «прогулка» удалась. Искусство живёт по законам пропорции и меры, математика без вдохновения – просто скучный ряд чисел. Все участники согласились с тем, чтобы создать выдающееся литературное произведение и совершить открытие в науке, необходимо обладать богатым воображением и образным мышлением. Потому что и в том, и в другом случае, творец нарушает привычные представления, выходит за пределы традиционного и общепринятого. Во время встречи не раз звучало высказывание Пушкина о том, что «вдохновение необходимо в поэзии так же, как в геометрии». И хотя нет убедительных доказательств того, что поэт и математик встречались, эта фраза могла быть сказана, думается, после встречи с великим основателем неевклидовой геометрии.
Елена Исаева,поэт,секретарь Союза писателей Москвы. На открытии фестиваля Лилия Газизова говорила о том, что «в Лобачевском помимо гениальности присутствовал дух свободомыслия и независимости, человеческого достоинства, и это роднит его с природой поэзии как таковой». Главный редактор журнала «Казань» Юрий Балашов представил номер, в котором опубликованы стихи участников фестиваля.
Идея фестиваля объединила не только поэтов, но и математиков, философов, религиозных деятелей, композиторов… Не случайно, что в его рамках в научной библиотеке им. Н. Лобачевского прошла научно-практическая конференция «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание». От имени ректора Казанского Федерального университета участников конференции поздравил проректор по внешним связям КФУ Линар Латыпов, который в своей речи сказал об актуальности и значимости заявленной в названии темы конференции, о том, что связь точных наук с искусством гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд. Участники фестиваля. Первое же выступление на конгеометриференции заведующего кафедрой и Казанского Федерального университета, профессора, доктора физико-математических наук Вадима Шурыгина задало направление работе конференции. Важно было внести ясность в не совсем верное расхожее представление о неевклидовой геометрии лишь как о пересечении параллельных. Стоит отметить, что многие поэты-участники фестиваля приехали подготовленными, и не только подробно познакомились с биографией великого математика, но и попытались самостоятельно вникнуть в неевклидову геометрию. В своём выступлении, которое называлось «Квадрат» Малевича как геометрический первоэлемент мира», профессор философии Натан Солодухо убедительно показал, что физическая сущность неевклидовой геометрии, выраженная в ОТО Эйнштейном, состоит в том, что предметы мира органически «вылеплены» из геометрических элементов пространства. Владимир Берязев,поэт,главный редактор журнала "Сибирские огни". О широте и разнообразии представленных докладов можно судить и (Равиль Бухараев, поэт, Лондон), «Неевклидов транцендентализм русского художественного мышления (Игорь Цветков, протоиерей, кандидат богословия, Казань), «Лобачевский и поэзия серебряного века» (Рахим Гайсин, кандидат филологических наук, Елабуга), «Новаторство Велимира Хлебникова: попытка создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» грядущего свободного человечества» (Наталия Елизарова, поэтесса, Москва), «Казанское семихолмие» и воображаемая геометрия Н. Лобачевского как парадигмальные единицы словаря «казанского текста» (Галина Зайнуллина, литературный критик, кандидат искусствоведения, Казань), «Н. Лобачевский в контексте просветительского движения России и Казани в начале 19-го века» (Альфия Галимуллина, кандидат педагогических наук, Казань)… Один из фестивальных дней прошел в Доме-музея В. Аксёнова, где состоялись презентации толстых литературных журналов России. И открыл этот поэтический марафон вечер авторов журнала «Сибирские огни», которому в будущем году исполняется девяносто лет. По времени возникновении он стал вторым в советской России журналом. Чуть раньше, в 1921-м году в Москве появилась «Красная новь». Кстати, 90-летний юбилей в 2012-м году отметит и татарстанский журнал «Казан утлары». Это старейшие региональные литературно-художественные журналы России. Главный редактор «Сибирских огней» Владимир Берязев рассказал о концепции журнала, который продолжает следовать традициям его создателей Ем. Ярославского, Л. Сейфуллиной, М. Басова и Ф. Березовского. Равиль Бухараев,поэт. К сожалению ко дню выхода материала Р. Бухараева не стало, скоропостижно скончался 24 января 2012 года. Огромный интерес собравшихся вызвал вечер журнала «Дети Ра», который отличает от многих других журналов то, что он не отдаёт предпочтение какому-либо одному направлению поэзии. Здесь щедро представлены как традиционная, так и авангардная поэзия. Его главный редактор Евгений Степанов, известный поэт, издатель, учёный, рассказал об истории создания и концепции журнала. Примечательным стало выступление известной московской поэтессы и драматурга, лауреата ряда литературных премий Елены Исаевой. Её проникновенная философская лирика вызвала огромный интерес слушателей. Затаив дыхание, все слушали её стихи. Елена Иванова-Верховская, участница фестиваля, известна не только как поэтесса, но и как переводчик. На вечере прозвучали её авторские стихи и переводы поэзии классика татарской литературы Габдуллы Тукая на русский язык, которые вошли в изданную недавно билингвальную Антологию татарской поэзии «Из века в век». На большом вечере, посвящённом 20-летию Союза российских писателей и 70-летию журнала «Дружба народов» звучали стихи Галины Свинцовой, Нури Бурнаша, Натальи Елизаровой, Веры Хамидуллиной, Лоренса Блинова, состоялся разговор о тенденциях развития современной поэзии и прозы. Вели вечер председатель казанского отделения СРП Александр Воронин и заместитель главного редактора «ДН» Фарид Нагим. Президент Академии зауми, известный русский поэт, проживающий в Германии, Сергей Бирюков прислал своё видеовыступление, где прочитал стихи, написанные специально к фестивалю. С особой теплотой прошёл «Вечер на троих», в котором приняли участие известные поэты Равиль Бухараев, Владимир Берязев и Алексей Остудин. Равиль Бухараев отмечает в нынешнем году юбилей. Его творческие вечера прошли осенью в Москве и Казани. А в последний день фестиваля он представил необычный проект: «Фотопоэзия Лидии Григорьевой». Зрители-слушатели получили огромное наслаждение от фоторабот и стихов известной поэтессы и фотохудожницы. С сообщением «О фестивальном движении в России» выступил поэт и литературный критик, организатор Международного Волошинского поэтического фестиваля в Коктебеле Андрей Коровин. Множество вопросов к выступающему свидетельствовали о неподдельном интересе к этой популярной в 21-м веке форме литературной активности. В рамках фестиваля открылась выставка известного татарстанского фотохудожника, участника международных фотовыставок Фарита Губаева «Казанские силуэты». Толчком для ее создания послужила идея фестиваля о синтезе науки и искусства. Как сказал автор, «он показал город по законам графического искусства через пересечение линий и противоборство световых и тёмных пятен». Программ фестиваля включила в себя экскурсии по музею Казанского университета и Национальному музею, поездку в Раифский монастырь, встречу с солистом Пражской оперы, художественным руководителем Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля поэтом Эдуардом Трескиным… Под впечатлением услышанного и увиденного на фестивале его участник Владимир Берязев написал стихотворение «Корнесловье Казани»: Нарисуй меня в Индизайне
У Аллаха в горсти, в Казани! Нарисуй меня в Индизайне – По свидетельским показаньям, По Господним ли указаньям, По забытым предков сказаньям, Но – в Казани, только в Казани! Руководствуйся осязаньем – Чем нежнее, тем несказанней! Княжье… Божье ль моё наказанье – Над Казанью мне душу празднь! Завтра – казнь… Многие гости отметили высокий уровень организации форума. Не пропущены даже такие «мелочи» как блокноты и значки с эмблемой фестиваля, которые раздавались участникам. Говорилось о неисчерпаемости идеи фестиваля, который имеет большие перспективы. В кулуарах фестиваля в самых разных контекстах употреблялось слово «неевклидовый»: «неевклидовый» поэт, «неевклидовый» вечер, «неевклидовая» рифма и т.д. И это тоже говорит о том, что фестиваль пробуждает интерес к «неевклидовой» области математики и к её гениальному создателю. В одном из интервью участница фестиваля Елена Исаева отметила: «Первый раз в жизни я встречаю такой поворот сюжета, когда фестиваль поэзии носит имя великого ученого Лобачевского! Я не знаю, как Лилии Газизовой пришло это в голову, это абсолютно нелинейное, неевклидово мышление. Но действительно, если задуматься, математика и поэзия дети одной матери – гармонии». В будущем году великому геометру исполняется 220 лет. Хочется верить, что Международный поэтический фестиваль имени Н. Лобачевского станет традиционным. Сююмбике Савельева
На коллективном фото:
Линар Латыпов, проректор КФУ, Хатип Миннегулов, профессор татарской филологии КФУ, Лилия Газизова, поэтесса, организатор фестиваля, Натан Солодухо, профессор философии КГТУ, Владимир Берязев, поэт (Новосибирск), Равиль Бухараев, поэт (Лондон), Евгений Степанов, поэт (Москва), Рахим Гайсин, доцент русской литературы (Елабуга). Равиль Бухараев,поэт. Данная публикация посвящена памяти поэта Равиля Бухараева. Соб. Инф.
|