|
|
Журнал «Зарубежные задворки», №12/1, 2011
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОЭТОВ
Рецензия на «Антологию ушедших поэтов» Евгения Степанова
Они ушли. Они остались. Антология ушедших поэтов. Том I. Составитель Евгений Степанов. М.: «Вест-Консалтинг», 2011. –356 с. Евгений Степанов в своем издательстве «Вест-Консалтинг» выпустил первый том Антологии ушедших поэтов: «Они ушли. Они остались». В него вошли 15 авторов: Геннадий Айги, Игорь Алексеев, Лидия Алексеева, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Анна Альчук, Татьяна Бек, Виталий Владимиров, Юрий Влодов, Алексей Даен, Михаил Крепс, Олег Попов, Валерий Прокошин, Александр Ткаченко, Алексей Хвостенко. Книга в твердой обложке, в строгом черно-белом переплете, который символизирует основные рубежи человеческой судьбы: жизнь и смерть. И название говорящее: «Они ушли. Они остались». Это как раз о том, что настоящая Zhizn, жизнь Поэта, а не человека, начинается именно после смерти. А небольшой отрезок реальной жизни, всего лишь подготовительный к тому этап. Составителем антологии является сам Евгений Степанов. И это неслучайно. Вряд ли такое важное дело он мог доверить кому-либо еще. Ведь, в первую очередь, при составлении этой книги, ему, как издателю, хотелось увековечить память своих ушедших друзей, друзей-поэтов, людей, с которыми его связывали личные отношения. И он счел своим долгом, данью памяти ушедшим друзьям, позаботиться об увековечивании их имен. Ведь ни для кого ни секрет, что при жизни многие, даже очень хорошие поэты, не получают заслуженного признания, а после смерти их и вовсе забывают. Вот, для того, чтобы не забыли, и издана эта книга. Но, конечно, в книге не только друзья Е.С., есть авторы, с которыми он лично не общался, тем не менее, они по каким-либо причинам привлекли его внимание. Сборник составлен таким образом, что после подборки стихов и фото автора под рубрикой «Слово о поэте» идет статья Евгения Степанова о нем. Есть статьи небольшие, а есть и очень даже объемные. Всё зависит от того, насколько каждый автор был близок к Евгению, как хорошо Е.С. его знал, как долго с ним общался. Все стихи названных авторов взяты в основном, из подборок, опубликованных ранее в журналах «Вест-Консалтинг»: «Дети Ра», «Футурум Арт», «Зинзивер», «Другие». Открывается сборник разделом Геннадия Айги: 7 стихотворений и довольно основательная статья. Общение с Айги у Евгения началось в 1999 году, когда он вместе с поэтом Сергеем Бирюковым приехал к нему в гости на подмосковную станцию «Рабочий поселок». «Мы стали встречаться довольно часто, - пишет Е.С., – много общались. Айги был как ходячая энциклопедия. Мы разговаривали о Кьеркегоре (его любимом философе), Мандельштаме. Ахматовой, Крученых, Пастернаке, Бурлюке… о Чувашии, о политике… Иногда я записывал его речи на диктофон, много фотографировал. Но, в основном, слушал. Его рассуждения были всегда неожиданными…» В статье также собрано некоторое количество автографов Айги, сделанных на подаренных Евгению книгах. Они по-своему уникальны и больше похожи на стихи, поэтому Е.С. решил сохранить эти автографы-стихи для истории. За разделом об очень известном Айги следуют разделы о малоизвестном Игоре Алексееве и совсем уж неизвестной в России двоюродной племяннице Ахматовой Лидии Алексеевой. Ее знала и любила русскоязычная Америка, в которой она прожила 40 лет. «Лидия Алексеева, - пишет Е.С., - поэтесса в высочайшей степени замечательная, и своей, такой редкой аполитичностью, и крахмальной душевной чистотой, и внутренней незыблемой гармонией, которую не смог поколебать даже суматошный Нью-Йорк». А стихи ее, приведенные в антологии, незамысловаты, тихи, просты и прозрачны и понятны каждому, даже совершенно неискушенному читателю. Но за этой тихостью и легкостью проскальзывает тщательно скрываемая скорбь, тоска по дому, по теплу родного очага. Крепчают синие снега.
Мороз каленым паром дышит. Дымок чужого очага Витой колонкой встал на крыше. А под стрехой – сосульки меч Висит – прозрачный и огромный, Чтоб дом вечерний уберечь От нищеты моей бездомной. Не забыта издателем Анна Альчук. Годы жизни 1955-2008. «Как поэт Анна Альчук была уникальным явлением, – пишет Степанов. Она находила тайные смыслы и коды в Слове, расщепляя его, как физик, на атомы. Вызвала целую волну подражателей, но, похоже, этого не замечала. За 3 месяца до своего трагического исчезновения Аня прислала мне свои новые стихи, мы их быстро напечатали в журнале «Дети Ра». Страшные, пророческие строки – она предвидела свою судьбу. ОТлеТЕЛА душа
Отдышалась Отрешилась от шлака и – Вширь Просияла на синем Отсель Несиницей в руках саркофага – прошивающим Землю дождем Журавлем Обживается вечность Самая объемная и очень интересная статья в сборнике о Татьяне Бек.
С этой поэтессой его связывало не только близкое соседство, но и долгие годы совместной литературной деятельности. Она так и называется «Бек с препятствиями или Записки соседа». * «Из окна моей аэропортовской квартиры виден дом Татьяны Александровны Бек. У нее – Черняховского, д. 4. У меня – Черняховского, д. 6. От моего дома до ее – 5 минут ходьбы». Так начинаются его воспоминания об этой удивительной женщине. И далее. «Мы познакомились 25 лет назад. 1986 год. Я зашел в редакцию журнала «Дружба народов». В отделе поэзии оказалась неизвестная мне женщина. «А вы, что, стихи пишите?» – спросила обаятельная улыбчивая брюнетка. «Да, пишу», – ответил я. – «Покажите». «Тогда, почти 25 лет назад, – вспоминает Евгений Степанов, – она взяла надо мной шефство. Печатала. Учила филологическим и литературным премудростям. Сохранились очень точные, наблюдательные пометки на полях моих незрелых сочинений». Так начиналось их общение. Много всего было за это время, всего и не перескажешь, для этого лучше прочитать саму статью. И конечно, большим ударом для Евгения стала смерть Татьяны Бек в феврале 2005 года. Он потерял не только литературного коллегу, соратника, но и друга, близкого ему по духу человека. «В тот день я как раз уехал по делам в Чебоксары. В поезде у меня прихватило сердце. Такого не случалось давно. Подошел к проводнику за лекарствами – у него их не нашлось. В это время, оказывается, она умирала. Но я этого не знал». «Иногда мне кажется: то, что всё, что я сейчас пишу, бессмысленно. Она – самый лучший в мире читатель, не прочтет. Какое-то оцепенение». Вот такие дела. В сборнике, помимо собственно статьи о Т.Б., стоят и 16 ее стихотворений. _______________________
*Е.Степанов "Бек с препятствиями или Записки соседа" (Мемуары о Татьяне Бек) - №4/3, 2010 (Ред.) В эту антологию попал и легендарный поэт-диссидент Юрий Влодов, умерший в сентябре 2009 года.
Массовому читателю он известен не так широко, разве только своей шуткой: «Прошла зима, настало лето. Спасибо Партии за это!». Но в литературной среде его знают неплохо, особенно старшее поколение, ведь по возрасту - он из поколения поэтов-шестидесятников (год рождения – 1932), хотя собственно шестидесятником никогда не считался. Из-за тяжелой судьбы и непростого нрава в последнее время его стали причислять к так называемым «дикороссам» (термин Юрия Беликова). Евгений Степанов вот так близко с Юрием Влодовым, как с некоторыми другими авторами, не общался. Но, тем не менее, ценил его творчество, еще при жизни печатал его стихи в журнале «Дети Ра», там же опубликовал статью о нем Равиля Бухараева и огромное, на 17 журнальных страниц, интервью Юрия Беликова. Е.С. довольно часто в своих литературоведческих статьях берет для цитирования стихи Влодова. В апреле 2011 года в журнале «Дети Ра» вышла его статья «Дикороссы: другая поэзия России. Творческие портреты Юрия Влодова и Валерия Прокошина». ** Вот что Е.С. пишет в этой статье о Влодове. «Никаких, ангажированных властью текстов, Влодов никогда не писал… Его всегда интересовали главные темы: Бог, дьявол, жизнь, смерть, любовь. На мелочи он не разменивался. Из всего, написанного Юрием Влодовым, выделяется его знаменитая стихотворная эпопея «Люди и боги», в которой огромное количество творений. Дихотомия Христос – Иуда – магистральная линия: «Клевал-то сазан, А наклюнулся омуль! Приснится Рязань – Просыпаешься – Гомель! Святые места Беспределья и блуда. Окликнешь Христа – Отзовется Иуда». В этой краткой рецензии более детально я упомянула только нескольких авторов из этой скорбной антологии. Но такие же теплые слова, такие же увлекательные воспоминания у Евгения Степанова о многих: и об очень знаменитых, о поэтах с мировым именем – Андрее Вознесенском и Белле Ахмадулиной, и об авторах, известных, в основном, только в литературной среде, таких как Валерий Прокошин, Александр Ткаченко, Михаил Крепс. Перед глазами читателя проходит целая эпоха, целый пласт литературной жизни тех времен: 80-е, 90-е, нулевые. Так что читать ее будет интересно еще и по этой причине. И, пожалуй, как раз четверостишием Юрия Влодова можно закончить краткий обзор этой грустной и в тоже время, светлой антологии: «Махнул: «Дождитесь! Я – туда-сюда! Что мне, Поэту, Богова осуда?». Мы ждем его с Господнего суда. Поэты возвращаются оттуда!» Вот и возвращаются, всем, как говориться, смертям назло! И Евгений Степанов один из тех, кто их возвращает. В скором времени выйдет второй том Антологии ушедших поэтов. Людмила ОСОКИНА
|