Установить Flash player
 
Яндекс.Метрика
Писатель, которого нет?



Писатель, которого нет?

Неужели писатели становятся известными только после смерти? Сколько должен писа-тель ждать своего звёздного часа, когда его поднимут на руки и скажут: «Ты молодец, столько сделал для родной литературы! Мы любим тебя и ценим твоё творчество».

Задумывался ли кто-нибудь, как и чем живут писатели в наше время? Задумывались ли, почему писатель пишет, издаёт книги в ущерб себе? Платит большие деньги, чтобы выпу-стить книгу, ждёт месяцами, а то и годами, чтобы опубликоваться. Может, хочет вложить частичку себя в это сухое и трудное время? Или прославиться в веках, пускать в глаза другим, более неудачливым авторам «серебристую пыль», мол, я лучше, меня больше в периодике. Публиковаться – одно, но если Лев Толстой светился бы только в местной и российской периодике, то, наверное, не был бы Львом Толстым. Но что делать современ-ным писателям? Просить средств у государства на издание книг, участвовать в конкур-сах, зарабатывать на издание тем, чему обучили, а потом ждать, когда твою книгу возьмут с прилавка, заплатят гроши. Много ли людей читает сейчас? В наших омских книжных магазинах есть полки, на которых размещены книги местных писателей. На стеллажах книги лежат долгое время. Лежат совершенно независимо от маститости автора издания. Приходишь, смотришь: лежит «Разговор с богом» – публицистика Александра Лейфера, пылится тонкая книга стихов Николая Эйхвальда, молодого парня, члена Союза писате-лей России, между прочим. Но кто сейчас читает публицистику – кому интересно узнать про какого-то пусть очень одарённого человека. Или стихи… Молодёжь почти не читает стихов. Попробуй, спроси у школьника про современных омских поэтов, таких как Юрий Перминов, Николай Трегубов или Вероника Шелленберг. Могу предположить, как изменится его лицо.
Сколько писателей и поэтов в Омске? Это смотря кого считать таковыми. Возможно, око-ло ста. Свыше пятидесяти в одной писательской организации, больше тридцати в другой и несколько писателей и поэтов, которые никуда не входят, но имеют заслуги даже посу-щественней. Но что считать заслугами перед литературой. Публикации? Количество книг? Литературные награды и премии? Признание на российских и международных ли-тературных семинарах? Или басовитый голос народа? Многие считают, что количество публикаций в периодике играет решающую роль в силе и авторитете автора. Российские и международные журналы способны «вытащить» писателя или поэта на другую, более широкую и значимую аудиторию. Наш современник, замечательный писатель, критик, публицист и немного поэт, «журавлёвец»*, Николай Березовский поддерживает указан-ную точку зрения.
– Запомни, авторитет писателя растёт в прямой пропорции с количеством публикаций в российских и международных изданиях. Но, – отмахивается он, улыбаясь иронично, – они сейчас выходят тиражами в тысячу экземпляров, поэтому не обольстишься!
Николай Васильевич – собкор «Медицинской газеты». Выдаёт несколько статей в месяц, зарплата, конечно, невысокая, но с учётом гонораров из редакции старейшего российско-го журнала «Сибирские огни», чьим постоянным автором он является, живёт Николай Васильевич, не жалуется. Где подкинет рассказ в «Литературную газету», где отправит материал в «Учительскую». «Вечерний Омск» и «Труд-7» не остаются без фамилии «Бере-зовский».
Но как вырастет «сила» писателя и появится признание, если талантливо пишущих мно-го, а тиражи изданий маленькие?
Есть альтернативный взгляд – количество книг решает многое! Лев Трутнев, председа-тель правления омского отделения Литфонда, известный российский писатель, издал больше двадцати книг, причём большинство из них вышли в столице, приводит пример биографической справки одного из лидирующих по подписке журналов – «Нашего совре-менника». Станислав Куняев оставляет сведения только об основных книгах автора, публикации указываются редко. Лев Емельянович Трутнев – писатель талантливый и в тоже время удивительно скромный, прекратил публиковаться давно.
– Восьмидесятые годы… – вспоминает Лев Емельянович, взор его делается мечтатель-ным, а лицо одухотворённым. – Из Омска только два человека публикуются в «Нашем со-временнике». Михаил Малиновский и я.
Теперь пойдёт он в одну школу, посетит другую, расскажет детям о своём творческом и нелёгком пути, займёт увлекательными рассказами про животных и охоту. Книги посте-пенно и разойдутся. Плюс гонорары, которые выплачивают столичные издатели. Лев Трутнев – один из тех писателей, которые живут на литературный труд. Он побывал на книжных и журнальных выставках в Китае, Индии, Швейцарии. Презентовал свои новые детские книги. Там отношение к творческим людям иное, там помогают, а не забывают про них. Подходит к Льву Емельяновичу солидный пожилой иностранец, говорить по-русски, конечно, не умеет, с ним обязательно переводчик.
– Я – меценат, – спокойно переводит молодая длинноволосая девушка. – Держите кон-верт. Пожалуйста, пришлите хоть несколько ваших книг. Мой адрес внутри.
Удивлённый, Лев обнаруживает, что в конверте несколько тысяч долларов. И адрес дома в Швейцарии.
Таких, как Лев Емельянович, единицы. Писателей в Омске, которые живут на литератур-ный труд, можно пересчитать по пальцам. Причём я имею в виду лишь тех, кто зарабаты-вает на литературно-художественных произведениях. Журналисты не в счёт.
Кормят ли сейчас писателя премии? Отчасти, крайне редко. Скорее можно «зубы сложить на полку», нежели прожить на литературные премии. Если раз в несколько лет дадут не-большую премию, то ты счастливый человек, появляется звание лауреата и можно щего-лять им, затыкая за пояс недоброжелателей и завистников.
Юрий Петрович Перминов, известный омский поэт, постоянный автор «Нашего совре-менника» и «Молодой гвардии», не презентует свои поэтические сборники в Омске. Не-большая читательская аудитория и малый интерес к литературе отбивают всякое желание вообще писать что-либо. Не писать Юрий Петрович не может. Это как у настоящего по-эта, в крови. Горячее ядро где-то в груди, в душе; оно заставляет писать изо дня в день.
В Алтайском крае омскому поэту устраивают грандиозную презентацию, на которой рас-ходится его тираж едва ли не весь. После получения международной литературной пре-мии «ЮГРА» в Ханты-Мансийске он становится известным и за рубежом.
– Да, в пятьдесят лет наконец-то более-менее стал кому-то известен! – говорит Юрий Пет-рович удовлетворённо. Этот поэт работает самоотверженно, на износ. Он даже покидает пост главного редактора в своей родной редакции газеты «Омское время», чтобы зани-маться лишь поэзией и редактировать только литературно-художественные труды. В жур-нале «Тобольск и вся Сибирь», который печатается в итальянской типографии, ему пред-лагают стать главным редактором. Оклад – небывалый, если сравнить с зарплатами ом-ских издателей и редакторов. Юрий Петрович соглашается. Работает дома.
– Нет времени даже проведать старых друзей: Николая Березовского, Льва Трутнева, Ни-колая Трегубова, – говорит Юрий Петрович. Действительно, казалось бы, живут друзья поэты в одном городе, а времени поделиться опытом или просто встретиться – нет.
Он сидит за компьютером, редактирует присылаемые материалы. Направляют не только по работе, но и так – друзья, соратники по перу – с просьбой оценить литературные труды и, возможно, написать вступительные статьи к их готовящимся книгам. Пишет Юрий Пе-трович вступительную статью Валентине Ерофеевой-Тверской, председателю омской общественной писательской организации СПР и многим другим. Часто обращаются к не-му за советом не только молодые талантливые авторы, но и маститые. Борис Лукин, Ни-колай Кузнецов, Татьяна Четверикова, Вероника Шелленберг и другие.
Что я всё про родной Омск?
Редактируя самоотверженно, ни дня без работы, ни дня без мысли о родном Союзе писа-телей и его участниках, их благополучии, живёт москвич, президент Союза писателей XXI века – Евгений Викторович Степанов. Поэт, писатель, издатель и как будто робот, по-другому не скажешь. Словно мощный процессор – сверх-Пентиум нового поколения, автоматический текстовый редактор, наделённый человеческим сознанием, он обрабаты-вает гигантское количество текстов. Ему присылают тексты не только члены Союза писа-телей XXI века, но и другие страждущие публикации в «Дети Ра», «Крещатик», «Зинзи-вер», «Поэтоград», «Есенинский бульвар» и другие. Несколько журналов и газет самоот-верженно редактирует Евгений Викторович. Читаешь его дневник в журнале «Дети Ра» и поражаешься неиссякаемой энергии этого человека. Ни болезнь, ни критические статьи с обвинениями, ничто не может отвлечь от работы. От литературы.
Союз писателей – это общество неисполненных желаний, вторая жизнь, которая бурлит, где каждый пытается отхватить себе «кусок» побольше. И в центре этого бурного и горя-чего водоворота «гранитный камень с множеством пёстрых ядер» – Евгений Степанов, литературный президент СОЮЗА.
Как мы узнаем о современных писателях и поэтах, если мы ничем не интересуемся, кроме голливудских фильмов и звёзд шоу-бизнеса? В советское время хотя бы говорили по ра-дио о книгах современников, вышедших в центральных изданиях, и что опубликовано в журналах, а теперь об этом почти ничего неизвестно. Зачем нужно знать о каком-то но-вом издании, которое поддерживает молодых писателей и поэтов? Зачем нужно знать о новой литературной премии, которая проходит где-то далеко, кому её вручили и за что? Зачем, если есть кабельное телевидение, по нему показывают множество передач на лю-бой вкус и цвет, транслируют огромное число фильмов и мультиков. Этого и так доста-точно, чтобы занять свободное время или дополнить остаток увядающего дня после рабо-ты.
О чём должен говорить автор в своих бессмертных произведениях, чтобы они находили своего читателя, привлекали интерес, изменили мировоззрение? На «Литературном экс-прессе»**, участники которого посетили музей Достоевского, ответили на этот вопрос так:
– Пишите то, что у вас в душе.
Первый раз в России проводится подобное мероприятие. В Германии, которую объездили выдающиеся писатели, часто читатель встречается с писателем на поэтических вечерах, на передачах по телевидению. О мире там спрашивают у писателей, а не у политиков.
Вопрос: как реализовывать свои труды, как получить выгоду, заработать? Ведь если за труд не платят, то он – не нужен. Помимо ожидания того, что кто-то купит вашу книгу в магазине, можно и самому её начать продавать. Член Союза российских писателей Евге-ний Иванович Асташкин сам продаёт свои книги. На «Хитром рынке» возле завода име-ни Баранова, где наряду с книгами, старыми и новыми – самиздатовскими, можно уви-деть хорошеньких котят, миленьких щенят, хомячков, морских свинок, коллекции марок и монет. Евгений Асташкин терпеливо сидит на ящике, прикрытом белым капроновым мешком, продаёт книги своих стихов и прозы.
Писатели народ занятой. Они всегда в поисках быстрого заработка. Игорь Егоров, член Союза российских писателей, выпускает микрокниги. В них два-три рассказа. Они не за-нимают много места и распродаются стремительно. Прежде чем отдать двести рублей за книгу, обыватель подумает, а тут книга Игоря Егорова миниатюрная, помещается на ла-дони и стоит максимум десять рублей. Купить её можно даже для забавы и потом пода-рить кому-нибудь.
Имя в Интернете – немаловажная часть похода писателя к славе. В каких изданиях выхо-дили авторы, чтобы стать известными писателями или поэтами? В общепризнанных. По-смотрим, у кого из наших омских авторов больше всего публикаций только в этих изда-ниях. Заключаем: Николай Березовский – постоянный автор «Сибирских огней», Олег Клишин (поэт, критик и главный редактор ежегодника «Литературный Омск») – регу-лярно печатается в «Звезде», Юрий Перминов (поэт и журналист) – уважаем за прекрас-ную поэзию Станиславом Куняевым, Вероника Шелленберг (поэт, член редколлегии журнала «Складчина») – из номера в номер кочует в красноярском «День и ночь». Среди писателей и поэтов «старой гвардии» омской области, пожалуй, только эти имена всегда на виду в «Журнальном зале».
Имя писателя – дело нелёгкое в эпоху Интернета и пиара. Искры таланта тут недостаточ-но. Хитрость, сноровка, везение – немаловажные составляющие успеха на литературном фронте. Чем должны обладать современные писатели, чтобы мы знали и почитали их, как Пушкина, Есенина, Цветаеву, Бунина, Толстого и других, которых проходили в школе и никогда не забудем? Чем? Пусть каждый решит, будь он писатель или читатель.

________________________________________
*Прозвище получили литераторы, которые были знакомы с омским наставником литераторов восьмидесятых и девяностых годов Яковом Журавлёвым и разделяли с ним взгляды на литературу. Яков Журавлёв учил писать стихи по так называемому «контрольному ряду», который проходят в литературных институтах. Николай Ми-хайлович Трегубов и по сей день по образцу правки, который когда-то представил Яков, отыскивает и выправляет неровности у таких поэтов, как Татьяна Четверико-ва, Валентина Ерофеева-Тверская и Вероника Шелленберг. Редактирует, устраняя авторскую глухоту, даже Александра Лейфера, Алексея Декельбаума и лауреата бу-нинской литпремии Евгения Фельдмана.

**Цель акции – продвижение современной отечественной литературы и популяриза-ция чтения в регионах. Акция охватывает 16 субъектов Российской Федерации, рас-положенных по пути следования экспресса «Россия», проходящего по маршруту Москва-Владивосток. В ней примут участие 40 ведущих российских писателей.
«Ночь в пути – день в работе» – по такому принципу будет организована жизнь писа-телей в дороге. Поездка разбита на 4 маршрута: Москва – Екатеринбург, Екатерин-бург – Красноярск, Красноярск – Чита, Чита – Владивосток. На каждом этапе будет работать писательская бригада из 10 авторов. В ходе акции состоится более 200 твор-ческих встреч, «круглых столов», поэтических вечеров, пресс-конференций и других мероприятий.
________________________________________
Виктор ВЛАСОВ,
г. ОМСК

«Литературная Россия», № 20 от 20.05.2011