«Независимая газета» 19 марта 2015 г. Мы задыхаемся без поэзии. Николай Фонарев
Евгений Степанов (слева) поздравляет лауреатов Льва Аннинского и Марину Кудимову.
Фото автора
Этого вечера с нетерпением ждали многие. Все те, кому хотелось узнать, кто же получит премию «Писатель XXI века». Открыла вечер поэт Нина Краснова: «Вот и завершается почти годичный марафон. Определены лонг-лист, шорт-лист…» После этого она предоставила слово председателю жюри, главному редактору журнала «Нева», поэту и литературоведу Наталье Гранцевой: «Жюри пришлось проделать огромную работу, чтобы выбрать лауреатов. Очень трудоемкое это было для нас занятие».
Лауреатом премии «Писатель XXI века» в области литературной критики и литературоведения стал Лев Аннинский за книгу «Очищение прошлым. Портреты русских писателей». Свое выступление он назвал «О роли литературной критики в литературном процессе. И о своем пути»: «Русский народ – носитель исторической памяти. Мы не можем осуществиться вне литературной памяти и вне литературного процесса. Будет литературный процесс – появятся и критики. У нас были Белинский, Писарев, Чернышевский, я далеко не все их мысли и суждения могу принять, но каждый из них много значил и значит для меня... Мне ближе всех Добролюбов… Я растроган тем, что получил премию, и не уверен, что я достоин ее…»
О Льве Аннинском сказал заместитель главного редактора журнала «Юность», прозаик и критик Игорь Михайлов: «Чтобы Лев Аннинский появился на свет, должна была произойти революция, гражданская война (иначе его отец и его мать, донской казак и украинская еврейка, никогда не встретились бы), потом он должен был окончить МГУ... Он штучный критик. К нему, к его мнению нельзя не прислушаться. Фигура Льва Аннинского символизирует современную критику. Он как никто заслуживает премии «Писатель XXI века».
Лауреатом в области прозы стал Александр Файн за книгу «Дороги, жизнь». Он входил в лонг-лист премии «Большая книга», вскоре у него выйдет книга в Германии, а о его творчестве написана научная монография. Гранцева подчеркнула: «Очень важно, что есть такие незаурядные писатели, обладающие огромным жизненным опытом и передающие этот опыт всем нам через свои книги. Так сохраняется историческая и культурная связь поколений». Александр Файн выступил с ответным словом: «Важно понять, какой твой вектор. Мой вектор – нравственное, философское осмысление жизни, отношение к человеку. Об этом мои книги».
Заместитель главного редактора журнала «Дети Ра» литературовед Владимир Коркунов заметил: «На писательскую стезю Александр Файн вступил в 70-летнем возрасте. Писателем издано уже пять книг. И каждая новая отличается от предыдущей. Он работает в им самим создаваемом жанре. В творчестве Файна несколько точек пересечения: энциклопедия советской жизни и рассказ-судьба. Он старательный писатель, бережный по отношению к языку. В последних двух книгах он расширил диапазон восприятия своих рассказов и повестей, снабдив их справочным аппаратом (жаргонные и бытовые выражения, уголовный сленг), все находит отражение в сносках и примечаниях. Александр Файн, ко всему прочему, эрудированный человек, на зависть многим. Будем благодарны писателю за его творчество!»
Большие дебаты возникли у членов жюри при определении лауреата в номинации «Поэзия». Два претендента набрали равное количество голосов. И члены жюри решили отметить обоих: Марину Кудимову за книгу «Душа-левша» и Романа Рубанова за книгу «Соучастник».
Кудимова сказала: «Я, строго говоря, поэт XX века. В XXI веке люди минувшего века не столько живут, сколько доживают. Но одни доживают, сидя во дворе на лавочке, а другие – продолжая работать…»
О Марине Кудимовой рассказал Сергей Мнацаканян: «Она в поэзии и рафинированная, и слиянная с народом. У нее поразительные стихи. «Этот молящийся матом народ…» Как надо знать жизнь и наш народ, чтобы сказать так! Или еще вот так: «Гопник, срезавший мой кошелек…» Она 20 лет не издавалась. В 90-е годы отстранилась от литературного мира. Надо иметь мужество для этого. И вот недавно она опять вступила на литературный путь».
Роман Рубанов сказал о роли поэзии в его жизни: «Кажется, Винокуров говорил: «Когда поэзия есть, мы ее не замечаем, а когда ее нет, мы задыхаемся без нее». Наталья Гранцева рассказала о Романе: «В своей поэзии он пытается соединить несоединимое: реальный, вещественный, материальный, социальный мир и духовный мир, нечто божественное, теологическое, высокое, светлое, сделать синтез временного, сиюминутного и вечного, бессмертного».