О нас пишут
«НГ Ex libris» от 30.10.2014 г. Хорошие слова о поэте. Николай Фонарев
ХОРОШИЕ СЛОВА О ПОЭТЕ
Вечер в журнале «Юность» с поэтом Евгением Степановым
Главред «Юности» Валерий Дударев
представляет Евгения Степанова.
Фото Николая Фонарева
«К нам в студию «Зелёная лампа» приходили разные люди, связанные со Словом, но в основном они используют свой талант в каком-то одном направлении. А сегодня пришел человек, который проявляет себя в видах литературной деятельности. Он и поэт, и прозаик, и журналист, и литературный критик, и культуролог, и экономист, и кандидат филологических наук, и издатель книг и периодических изданий, и главный редактор журнала «Дети Ра», и президент Союза писателей XXI века, и лауреат премии им. Антона Дельвига, но прежде всего он, конечно, интересный поэт… Евгений Степанов!» – сказал главный редактор журнала «Юность» поэт Валерий Дударев, открывая очередной вечер в редакции.
Евгений Степанов подробно рассказал о своей жизни, о творчестве, прочитал стихи из новой книги «Аэропорт»: «Евгений Стаканов/ Лежит на диване/ Сегодня он выпил/ Отчаянной дряни», «не жри меня акула окей не жри/ я худенький костлявый я член жюри», «я хочу чтоб кто-то безвозмездно/ мне сказал хорошие слова»…
«Почему я назвал свою новую книгу «Аэропорт»? Во-первых, потому, что я живу в Москве в районе метро «Аэропорт», а во-вторых, потому, что моя жизнь проходит в командировках, в разъездах. И аэропорт служит мне домом, откуда я летаю в разные страны. 18 октября будет мое выступление в Америке».
Присутствующие на вечере задавали Евгению Степанову самые разные вопросы.
Вопрос: «Вы – коренной москвич. Но жили и в Женеве, и в Париже, и в Берлине, и в Америке. А где ваша малая родина?» Ответ: «Моя малая родина – это Кусково, окраина Москвы. Я родился фактически прямо в Кусковском парке». Вопрос: «А почему вы в 17 лет уехали из Москвы в Тамбов? Все, наоборот, едут из провинции в Москву…» Ответ: «У меня была романтическая история. Шерше ля фам. Я встретил прекрасную девушку и поехал за ней в Тамбов, там мы поженились, и у нас родилась дочка. Они обе сейчас живут в Берлине, и я к ним часто езжу. Мы не расстались. Но так получилось, что живем мы в разных странах. А в русской провинции я прожил шесть лет, работал учителем в деревенской школе, сотрудничал с районной газетой. Потом вернулся в Москву. А в Тамбове я окончил факультет иностранных языков пединститута, теперь это университет, с 17 лет занимался в литературной студии «Слово» Сергея Бирюкова». Вопрос: «А можно поэтам прожить благодаря поэзии?» Ответ: «Нет. Надо уметь делать что-то еще. Например, делать сайты, верстать книги и газеты, снимать фильмы, работать оператором, корректором…» Вопрос: «Что для вас сейчас самое главное в литературном процессе?» Ответ: «Самое главное для меня – проект «Читальный зал». Я считаю, что сейчас он вышел на новый уровень. В «Читальный зал» входят более 50 периодических изданий: журналы «Юность», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Дон», «Подъем», «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Зинзивер», «Зарубежные записки», «Литературный Азербайджан», «Дальний Восток», «Звезда Востока», газеты «Книжное обозрение», «Литературная Россия», «Литературная газета», некоторые издания, которые издаются в дальнем зарубежье».
Евгений Степанов прочитал коротенькие рассказы из своих книг «Женщина в соседней комнате», «Как похудеть на 35 килограммов» (рецензию на эту книгу читайте на стр. 5, а рецензию на его же книгу «Поэт на войне. Николай Гумилев: 1914–1918» – на стр. 7 этого номера. – «НГ-EL»). И завершил выступление он на лирической ноте, миниатюрой: «Женщина в соседней комнате смотрит телевизор. Я лежу на диване и – как Мюнхгаузен – мечтаю или пишу стихи. Стихи, конечно, глупые, несуразные, графоманские. Но я все равно счастлив. Женщина в соседней комнате смотрит телевизор».
В финале Лев Аннинский сказал: «Я с интересом слушал Евгения Степанова. Есть поэты, которые пишут, чтобы получить гонорар или чтобы понравиться кому-то (например, редактору) и решить какие-то свои утилитарные задачи, а есть поэты, которые в стихах говорят с Богом, и с собой, и с читателями о своем сокровенном. И Степанов – такой поэт».
Аннинского поддержали все присутствующие и наперебой говорили поэту Степанову «хорошие слова о нем», причем «безвозмездно», как он того и хотел.
Николай Фонарев