Дмитрий Мурзин, «Бенгальская вода»
М.: «Вест-Консалтинг», 2014
Красиво жить — не запретишь,
Так запрети жить некрасиво,
Пускай слеза настольной ивы
Настольный жалобит камыш, —
начинается одно из самых выразительных стихотворений в новой книге поэта Дмитрия Мурзина «Бенгальская вода». Рефрен «Красиво жить не запретишь» пронизывает ткань этого стихотворения, становясь на «волне» повтора не народной поговоркой с недобро-ироническим оттенком, а, напротив, нормой жизни, мерилом отношения к бытию, призывом жить по единственно правильной формуле — то есть красиво. Помимо того, что в этих стихах высказан заслуживающий уважения подход к существованию поэта, здесь неотделимому от человеческого бытия, они сами по себе — пример красивого текста:
Красиво жить не запретишь,
Пусть я приду не раньше ночи,
А дальше — место многоточий,
А дальше — кыш, читатель, кыш…
«Шаловливая» заключительная строка на удивление органично укладывается в стройный и мудрый контекст всего стихотворения и не сбивает его лирично-философского настроя на «улыбчивый» лад.
С читательским удовольствием отмечу: почти все стихи в книге «Бенгальская вода» служат подтверждением тому, что пишет Дмитрий Мурзин красиво. Надеюсь, как и живет. Его стихи радуют выверенной техникой. Круг поэтических стилистик Мурзина традиционен, если не архаичен слегка — это ритмо-рифмованные стихи классических размеров с прямыми высказываниями, облеченными в яркую метафорическую форму.
Пускай мы не на разных полюсах —
Вполне смертельна разница в широтах.
Притом рифмы у этого автора всегда четкие, а размеры бережно соблюдены. К Мурзину просится определение «живой классик» — за его приверженность классическому стихосложению. Но в этом словосочетании неизбежно сквозит ирония, а я не хотела бы, чтобы меня поняли в этом ключе. «Классично» мировоззрение поэта Мурзина, классичны основные движущие мотивы его творчества: вечное противоборство жизни и смерти — из этой «диалектики» рождается, в том числе, и жизнь стиха:
Светит звезда, остывая…
Будто бы над головой
Смерть, падла, как таковая
Жизни как таковой.
вместо одной мне выпало
две дороги,
я был идущим, то есть осилил их,
небо коптил за двоих, но зато
в итоге
смерти боялся больше чем
за двоих.
Осень властвует в нашем дворе,
А душа еще грезит о лете…
В сентябре, октябре, ноябре
Человечек особенно смертен.
В качестве антитез у Мурзина кое-где выступают даже старые друзья-враги Эрос и Танатос:
В старом кресле старый Бунин
Новый замысел лелеет,
Говорит, мол, все там будем,
Пишет «Темные аллеи».
…Бунин пишет, Бунин знает —
Есть ли свет в конце аллеи.
К числу излюбленных поэтических приемов Дмитрия Мурзина относятся центоны — что, на мой взгляд, естественно для автора, пишущего в подчеркнуто классическом духе и то и дело встречающегося со строками, которые уже стали «абсолютны» для русской поэзии, и с фамилиями их творцов (Овидия, Апулея, Тютчева, Фета и других): «Выхожу один я, надо мною — / Ни звезды, ни звука — ничего», «Я помню чудное… Беспечен, / И два не чудных я забыл…», «О подвигах, о доблести, о славе / Нам лучше разузнать у Гумилёва», «По всем семи холмам, по всем кругам / По всем развязкам дантовского МКАДа». Или с «прилипчивыми» цитатами из «городского фольклора»: «Выйдешь в чем есть из трамвая, / В воздухе пахнет грозой…», «Кончается век, словно ниточка рвется, / Но крутится-вертится шар голубой».
Прием центона в какой-то мере «бич» сегодняшних стихотворцев — хотя его активное использование оправдано обстоятельствами. Конечно, если поэт формулирует только «перепевы» давно сказанного, это не есть хорошо. К счастью, это замечание совершенно не касается Дмитрия Мурзина, который, в лучших правилах русской классики, одновременно традиционен и самобытен. И задумывается всерьез о совершенстве и значении своего творчества. Об этом свидетельствует заключительное стихотворение сборника, безусловно, сознательно поставленное именно там — как многообещающая точка:
ад писателя — это лес,
срубленный для его публикаций.
…и на какой пенек не сядешь — звучит что-то жалкое,
твое, но жалкое.
и ты мечешься
от пенька к пеньку,
ищешь дерево,
срубленное не зря.
Когда поэт об этом задумывается — он рубит деревья точно не зря.
Елена САФРОНОВА
(«Дети Ра», № 4, 2014)
|