Кристина Выборнова

Отзывы

Александр Трапезников
Литературная Россия, № 47. 25.11.2011


Вот так сюрприз!


Несколько дней, как заворожённый, я находился под впечатлением книги Кристины Выборновой «Нейронная сеть «Колин» (издательство Игоря Балабанова). И не столько даже от её романа, хотя и он очень хорош, причудлив и волшебен, сколько от другой магии – не слов, а музыки. Дело в том, что книга издана оригинальным образом. К роману добавлена ещё и повесть «Связь между мирами», это аудиокнига на диске, помещённая в кармашек к обложке. Так, наверное, и стоит издавать произведения многогранных в своём таланте авторов, которые умеют не только сочинять тексты, но и слагать музыку. Технология сегодняшнего дня.

Но скажу немного о самом романе и повести. Не всё же об авторе сладко петь. Хотя о таком авторе петь своим хриплым голосом я бы не прекращал. Кристина знает толк в литературном мастерстве, не случайно закончила Литинститут, а это уже её четвертая книга. Она считается детской писательницей (так, по крайней мере, уверяет её сайт), но пишет, в основном, фантастическую прозу с элементами детектива. Жанр востребованный. Пишет остросюжетно, с мягкой иронией, в добром классическом русском стиле, без эпатажных изысков, но её произведения наполнены сказочными мирами. Пишет с оглядкой на психологию и философию, только они не выпирают из текста, а укладываются в подсознании читателя. Это, можно сказать, никакое не фэнтези, а вполне реалистические истории. Только… занесённые к нам каким-то ветром из будущих веков. Нет, не к нам, к фее, которая охотно делится ими с читателем. Феи все такие, отзывчиво-бескорыстные. А главное, все эти истории согреты яркими человеческими чувствами. Любовью, добротой, нежностью. Хотя и тревогой тоже. И грустью. Песни её, кстати, порой очень печальны.А Кристина не только известный композитор, музыкант и поэт-песенник (её творения звучат в эфире радиостанций Европы, Австралии и США), но и сама замечательно нежно и трогательно исполняет их. Голос у неё берёт за душу. Это НЕЧТО, скажу я вам. А ещё она и аранжировщик, и художник, и сама читает свою повесть, да так, что заслушаешься. А когда видишь её чистое лицо с большими ясными глазами и обворожительной улыбкой на обложке книги (или на личном сайте, куда я не поленился заглянуть), то и вовсе хорошая оторопь берёт: откуда такие умные, красивые, скромные и чудесные девушки вдруг взяли и явились в наше совершенно не романтическое и не сказочное время? Долго размышлял, а потом понял. Да она же сама самая настоящая фея, случайно залетевшая к нам, то ли из прошлого, то ли из будущего. Теперь-то мне и стала понятна магия её слов, голоса, улыбки и музыки. Так и должно быть.
В романе «Нейронная сеть…» отображён 22 век, где главная героиня, писательница Лидия Зотова, сотрудничает с фирмой-создателем компьютерных игр. Она разрабатывает сценарий игры-симулятора о жизни милиционера нашего времени. Это и есть майор Колин Розанов. А люди будущего могут входить в симуляцию и лично участвовать в его расследованиях. Я в технических подробностях мало что смыслю, но есть там какая-то нейронная сеть, которая визуализируется с помощью нанороботов (Чубайс отдыхает). Колин похож на человека во всём, но вот может ли он по-настоящему думать, чувствовать и принимать самостоятельные решения, как люди? Вопрос вопросов, из области психофизиологии и философии.
Повесть будет ещё покруче. Девушка Лина, окончив институт, разочаровывается в жизни. В Новогоднюю ночь ей снится, что она попадает в свою собственную Вселенную на планету «Лина». Но оказывается, что и в собственном мире – дождливом и мрачном – она может найти работу только помощником конюха. Реалии сегодняшней жизни. Да ещё вдобавок над местными жителями висит постоянный страх: где-то бродит сумасшедший чёрный маг Дамнозис. Его разыскивают полицейские белые маги, также не слишком «пушистые» и приятные. (А зачем надо было милицию в полицию переделывать? Суть-то не меняется. Я, по крайней мере, так воспринял эту аллегорию.) Но всё кончается хорошо, с сюрпризами для читателей.
Постскриптум. Но самым главным для меня сюрпризом (радостным), была встреча с творчеством Кристины Выборновой.



Выдержки из предисловия к книге «Мечтать вредно»: автор – литературовед, к. ф. н. Алексей Антонов.

В новую книгу Кристины Выборновой «Мечтать вредно» вошли две повести, рассказы и сказки, очень разные по содержанию, но объединенные общим настроением веселого удивления перед чудом жизни. …Чудесное, необычное Кристина Выборнова видит повсюду, там, где мы порой его не замечаем. Легко, без какого-либо видимого напряжения, она пересекает границы реальности. В ее повестях и рассказах причудливо совмещаются самые что ни на есть современные черты с совершенно фантастическими событиями. …Кристина Выборнова обладает способностью не ошарашивать читателя какой-нибудь выдумкой, а говорить о ней вскользь, в придаточном предложении, как о чем-то само собой разумеющемся. Это, наверное, и есть главное достоинство фантаста – делать чудесное реальным, ощутимым, даже обыденным.
…Особый жанр, разработанный Кристиной Выборновой – современные сказки. В них много юмора, происходящего от осовременивания давно известных героев, однако сказкам присуща и настоящая мудрость притчи. Таковы сказки «Клетчатое яблоко», «Хитроумный дурак», «Новогодняя сказка».
   …В целом же из повестей, рассказов и сказок Кристины Выборновой «вырастает» мир современного ребенка, на значительную часть состоящий из теле- кино- музпродукции, рекламы, гипнотической, магической, эзотерической и другой оккультной литературы. И со всей этой массой массовой информации ему нужно ведь что-то делать, нужно ведь как-то реагировать на то, что окружает, что лезет в глаза и уши, бубнит, мигает, ухает и воет хуже всякой традиционной нечисти. И герои Кристины Выборновой поступают со всем этим по-детски: разбирают и собирают этот мир, как кубики или конструктор. Они играют в новые игры, придумывают новые фантастические истории, перенимают новые непонятные слова. Но при этом, слава Богу, умудряются оставаться детьми.
Кристина Выборнова написала добрую и веселую книжку, которую с удовольствием прочтут и взрослые, и дети.



Газета «Дновец», № 25 (15 июня 2012)
Любовь Лазутина
 «Альтер эго» и другие миры Кристины Выборновой
Выдержки из статьи

Началась эта история с письма нашего постоянного автора. (Из уважения процитировала послание целиком).
Хотя нет. Началось все года на два раньше с Интернет-блогов на старом «глючном» Рамблере – сколько хороших друзей я там нашла! В том числе и Кристину Выборнову. Сошлись мы на почве литературного творчества и пресловутого «альтер эго». «Другое я» имеет к презираемому (скажем так) г-ном Донщиковым виртуальному миру самое непосредственное отношение. Это и сподвигло меня написать автору ответ. Чтобы рассказать ему – и всем читателям «Дновца» - о положительных гранях виртуальной реальности и моей подруге – замечательной современной писательнице.
…Кристина Александровна Выборнова родилась в Москве 11 марта 1984года. Первую книгу выпустила в 1996 году. Кристина – член Союза писателей России, автор книг для детей «Кристинины сказки», «Претенденты на Землю», «Мечтать вредно», а также аудиокнига «Связь между мирами» и научно-фантастического романа «Нейронная сеть «Колин». По повести»Диванное чудо» в 1999 году был снят девятисерийный мультфильм. Он демонстрировался по ТВ в программе «Космокот-1».
Если попытаться позиционировать литературное творчество Кристины Выборновой в обширном литературном поле, то ближе всего к ней по духу и стилю окажутся такие авторы, как Николай Носов, Михаил Зощенко, Астрид Линдгрен. Произведения Кристины Выборновой, наполненные фантазией, иронией, но жизненно правдивые, вызывают интерес у людей разных возрастов.
Три последние книги Кристина оформила и проиллюстрировала сама. Она работает как в традиционной технике (пастель, гуашь, темпера, масло), так и используя компьютерные графические пакеты.
Еще одно направление творческой деятельности Кристины Выборновой – музыка. Кристина играет на фортепиано, аккордеоне и влейте. Ею написано более пятидесяти песен и ряд инструментальных пьес. Ее музыка звучала в эфире радио «Маяк», «Радио-1». Песни, написанные Кристиной в сотрудничестве с иностранными поэтами и музыкантами, звучат на интернет и «живых» радиостанциях Америки, Канады, Австралии, Англии, Нидерландов, Украины.
…О своем «другом я» по имени Колин Кристина Выборнова однажды рассказала в блоге.
«Такая штука, как альтер эго, есть у многих людей, ну а писателю сам Бог велел его иметь. Мое альтер эго сопровождало меня лет с пяти, а то и с более раннего возраста. Поэтому я не могу понять, откуда у меня в голове вообще взялся этот странный образ – он не похож ни на моих родителей, ни на знакомых, ни на героев популярных фильмов ни внутренне, ни внешне… У меня есть твердая подспудная уверенность, что он такой же, как и я, и сидит где-то в тридцать пятом измерении вместе с сопутствующими ему  персонажами…»
…Она (Кристина) сделала Колина и его окружение… персонажами компьютерной игры-симуляции «Детектив», в которую – за большие деньги – приходят поиграть живые люди. Ну а в компьютерной игре, сами понимаете, возможно все!
…Сюжет романа «Нейронная сеть «Колин» развивается по законам детектива. Действующие лица в симуляции, хоть и созданы из миллиардом нанороботов и управляются нейронными сетями, выглядят совсем как настоящие. И, как потом выясняется, способны на настоящие человеческие чувства – ценят дружбу и умеют любить. А чтобы проиллюстрировать это, я сейчас процитирую самый драматический момент книги – когда главный герой узнает, что он всего лишь «симуляция», персонаж, придуманной девушкой, которой он только что признался в любви…
«Из глубины трехмерного экрана выплыло круглое розовое облачко. В нем медленно возникли странные корявые буковки: «Нейронная сеть Колин – программистам симуляции. Вы меня слышите?»
Программисты оторопело переглянулись. В конце концов Марков протянул руку и набрал: «Да».
«Нейронная сеть Колин» - программистам симуляции, - после паузы снова побежали кривоватые буковки, - завершите мою программу или выпустите меня отсюда».
Марков поднес было руку к клавиатуре, но отдернул ее обратно. В гнетущей тишине облачко снова спродуцировало неровные строки: «Завершите мою программу или выпустите меня отсюда. Не хотите? Ну, я вам тогда устрою. Черти мохнатые. Собаки…»
Далее появилось еще несколько ругательств, но буквы чем дальше, тем больше становились более похожими на невнятные закорючки, и в конце концов стали совершенно нечитаемыми. Нейронная сеть, корчась, пожирала сама себя».
Тут я, в буквальном смысле, облилась слезами над вымыслом. И кто после этого продолжит считать компьютер бездушной железкой?
            …Мне Кристина свою новую книгу прислала. С автографом.
А насчет того, что компьютер не только бездушная железка, он еще и вреден (с чего, собственно, начался разговор) скажу банальное. Все хорошо в меру.
 
© Создание сайта: «Вест Консалтинг»