Натан Солодухо

Отзывы

Виль Мустафин, Член СРП

Рекомендация в члены СРП:

«Литературное творчество Натана Солодухо становится знакомым широкому кругу читателей с конца семидесятых, когда в печати появляются сначала стихотворения, а затем и его литературоведческие и философские этюды. Количество публикаций из года в год растет, к настоящему времени их насчитывается свыше сотни, включая и несколько книг, в которых автор предстает как глубоко образованный и широко эрудированный писатель, обладающий несомненным литературным талантом. Произведения Н.Солодухо ярко раскрывают перед читателем разносторонние дарования автора: это и эмоционально наполненный поэт, и оригинальный мыслитель, и сугубо неординарная глубокая личность.
«Философия небытия», разработкой проблем которой Н.Солодухо увлеченно и успешно занимается в последние годы, оказала, как мне видится, благоприятное влияние и на его поэтическое творчество: стихи последних лет позволяют утверждать, что в России появился поэт редкой лирико-философской направленности.
С полной ответственностью рекомендую Солодухо Натана Моисеевича в члены Союза российских писателей».

 Казань, 17 февраля 2001 г.



Диас Валеев, Член СРП и СП Республики Татарстан

Из Предисловия к сборнику Н. Солодухо «От бытия до небытия: Стихотворения и философско-поэтические этюды». – Казань, 1999, 90 с.

«Мир и красив, и безобразен…»

«… в начале 90-х годов в материалах различных философских семинаров, симпозиумов, конференций (в которых участвовал и я сам) мне все чаще стали встречаться статьи, подписанные Н.М.Солодухо…
... Идеи, высказываемые молодым философом, были любопытны, оригинальны и глубоки. На них лежала печать личности, или, если быть точнее, некое авторское «клеймо».
Я давно уже заметил: у всех крупных художников, писателей или философов всегда есть несколько идей или излюбленных сюжетов (дело не в их числе, а в оригинальности и глубине разработки), описанию которых они посвящают всю свою жизнь. У Натана Солодухо, физика по образованию (отмечу это мимоходом как факт его духовной родословной), тоже есть свои излюбленные, глубоко «личностные» сюжеты. Это прежде всего одна из наиболее фундаментальных мировых философских проблем, кстати, мало проясненных, а именно: философия небытия, которую он разрабатывает уже в течение многих лет. Второй коренной философский сюжет, которому Н.Солодухо предан всецело, насколько я понимаю, это – изучение однородности и неоднородности мироздания. И, наконец, третья философская страсть – вопросы всеобщей экологии, объединяющей воедино экологию природы, человеческого общества, культуры.
И все это есть в предлагаемом сборнике «От бытия до небытия». Смотри:

Мир и красив, и безобразен –
Пучина качеств в нем безмерна.
Исток его разнообразья
В неоднородности, наверно.

В сборнике Н.Солодухо предстает перед нами, однако, не только как философ, но еще и как поэт и художник. И оказалось (для меня это было приятное открытие), что он умеет не только рационально и неординарно мыслить, но и иррационально и нетрадиционно чувствовать, тонко и точно наблюдать окружающий мир. Он с наслаждением (подчеркиваю это слово) описывает закат солнца, белизну свежего снега, восхищается ажурными облаками, бесконечной высотой неба… Жизненное существование Солодухо-поэта переполнено эмоциями, переживаниями увиденного и услышанного.
Больше всего меня поразило эссе «Сон».
«Проснулся в холодном, липком поту, с головной болью и биением в висках. Познавши истину!? А вот и сон.
«Может ли мертвый быть живым? – Вот главный вопрос.» – Я кричал и говорил это всем…»
Может ли мертвый быть живым?
Автора будоражит вопрос о возможности жизни после смерти. Проблема небытия, смерти, забвения.
Можно, пожалуй, сказать, что экзистенциальность стихотворений, философских этюдов Н.Солодухо – характерная черта его творчества в целом. Говорим ли мы о нем как о философе или как о поэте.
Проблема конфликта физики и лирики надуманна. У Н.М.Солодухо она преодолена. Оба эти крыла творчества не мешают друг другу. Напротив, взаимно создают «подъемную тягу». И это естественно. Опять же я заметил это давно: настоящий философ не может не быть поэтом по своей внутренней сути. И также настоящий поэт не может не быть философом.
Стихи, философские этюды и рисунки, включенные в сборник, созданы автором в разные годы, охватывающие почти четверть века. Естественно, что они неоднородны, отличаются по стилю, акцентам, концентрации внимания. Но все они отражают опыт миропонимания одного человека. И опыт этот достаточно интересен для нас, читателей».

Казань, 17 января 1999 г..

Из рецензии доктора философских наук Р. О. КУРБАНОВА
в журнале «Вопросы философии» 2004, №6, с. 177-179.
на книгу Н. М. Солодухо «Философия небытия» (Казань: изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002, 146 с.)
http://dlib.eastview.com/browse/doc/6610526

«Тема книги Н. М. Солодухо, продолжающей ряд публикаций автора по проблеме соотношения бытия и небытия, вызывает обсуждения и даже жаркие дискуссии на отечественных и международных философских конгрессах и конференциях, на страницах философских периодических изданий (см. "Вопросы философии", 2000, N 6; 2001, N 6; 2002, N 7; "Вестник Российского философского общества", 2002, N 3 - 4; 2003, N 1 - 2, и др.). Рецензируемая книга является первым специальным монографическим исследованием философии небытия в онтологическом, гносеологическом, логическом, естественно-научном и антропологическом аспектах. Найденный … путь изучения проблемы дает возможность представить нетрадиционную авторскую концепцию, которая кратко может быть выражена следующим образом. Реальный мир — это система взаимодействующих между собой областей бытия и небытия, причем в качестве исходной используется модель флуктуационного происхождения бытия в первоначальном небытии…,
...В книге Н. М. Солодухо мы наблюдаем сближение и органичное слияние подходов Востока и Запада в понимании мира с позиции взаимоотношения бытия и небытия - мотивы восточного мировосприятия обосновываются последовательно рационалистическими методами, характерными для европейского мышления… Это придает работе особую аргументированность и оригинальность. В манере автора анализировать философский и естественно-научный материал сказываются тенденции периода постмодерна - толерантность к разным подходам, допустимость многообразия решения ситуаций (плюрализм сценариев), совмещение разных систем координат наблюдателя, парадоксальность получаемых решений.
… Сформулированные Н. М. Солодухо законы позволяют „увидеть мир с изнанки“ … Поставленные в книге проблемы и предложенные решения дают толчок к дальнейшей разработке темы соотношения бытия и небытия, что представляет не только специальный интерес для метафизики и онтологии, но и касается структуры и путей дальнейшей эволюции философии в целом».
 
© Создание сайта: «Вест Консалтинг»