Леонид Резник

Отзывы

* * *
Отзыв Татьяны Саульской

 "Если попытаться представить мир Российской авторской песни, то наше воображение нарисует огромный многоквартирный дом, где независимо сосуществуют разные творческие жизни со своим уклоном и стилем. В этом многообразии душ давно выделился Леонид Резник – автор-исполнитель с неповторимым творческим обликом. Так и хочется сказать – вначале он поэт, настолько самобытны и интересны его стихи, собранные во внушительных по объёму и художественному достоинству поэтических книгах. С другой стороны Резнику-поэту не уступает Резник-композитор, автор десятков увлекательных песен, с неожиданными гармоническими и мелодическими решениями. А ещё Леонид Резник отличный музыкант".

Татьяна Саульская – музыковед, журналист, генеральный директор
Московского джазового партнёрства Юрия Саульского, кандидат
философских наук



* * *
Иван Голубничий
ОБ АЛЬМАНАХЕ «СИЯНИЕ ЛИРЫ»:

…Поэт и бард Леонид Резник являет удивительное сочетание поэтического вдохновения и музыкального слуха, именно поэтому его стихи, даже будучи читаемыми «с листа», сразу обнаруживают своё песенное предназначение. Следует напомнить, что очень редко песенные тексты воспринимаются как стихи. Поэт Леонид Резник представляет собой именно это счастливое исключение. Его стихи универсальны по уровню потенциального охвата читательской аудитории, они в самом лучшем смысле слова доступны – благодаря своей внутренней чистоте и красоте…



* * *

Иван ГО­ЛУБ­НИ­ЧИЙ:

«Крест нательный, в сердце Бог…»



О новой книге стихов Леонида РЕЗНИКА

На­вер­ное, ни в ка­кой дру­гой стра­не, кро­ме Рос­сии, не вы­хо­дит се­го­дня та­ко­го ко­ли­че­ст­ва по­эти­че­ских книг. Это мо­жет по­ка­зать­ся труд­но­объ­яс­ни­мым и па­ра­док­саль­ным. С од­ной сто­ро­ны — ны­неш­нее вре­мя очень жё­ст­кое, праг­ма­тич­ное, и, ка­за­лось бы, до сти­хов ли долж­но быть со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку, по­став­лен­но­му пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью вы­жи­вать и са­мо­ут­вер­ждать­ся в со­вре­мен­ной жиз­ни... С дру­гой сто­ро­ны — все про­шед­шие бе­ды и не­взго­ды, а так­же вся не­оп­ре­де­лён­ность гря­ду­ще­го слов­но бы от­кры­ли ка­кие-то не­ви­ди­мые ис­точ­ни­ки в на­род­ной ду­ше — и вол­на по­эти­че­ско­го вдох­но­ве­ния ов­ла­де­ла зна­чи­тель­ной ча­стью на­ше­го на­ро­да. Ну, что же, ка­за­лось бы, на­до ра­до­вать­ся та­ко­му яв­ст­вен­но­му про­яв­ле­нию тор­же­ст­ва ду­ха над ма­те­ри­ей... В то же вре­мя, ли­те­ра­тур­ные кри­ти­ки се­го­дня прак­ти­че­ски еди­но­душ­но от­ме­ча­ют та­кое яв­ле­ние, как па­де­ние про­фес­сио­наль­но­го уров­ня со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, в ча­ст­но­сти, в по­эзии. Ат­мо­сфе­ра ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной сво­бо­ды, дос­тав­шая­ся на­ше­му об­ще­ст­ву в на­след­ст­во от «пе­ре­стро­еч­ных» лет, в пол­ной ме­ре рас­про­стра­ни­лась на мно­гие сфе­ры бы­тия, в том чис­ле и на ли­те­ра­ту­ру. Мно­гие да­же и зре­лые по­эты, под­да­ва­ясь су­ет­но­му «ду­ху вре­ме­ни», ут­ра­чи­ва­ют спо­соб­ность к сбе­ре­же­нию и при­ум­но­же­нию тра­ди­ций, к ува­жи­тель­но­му от­но­ше­нию к ис­то­рии Оте­че­ст­ва. Всё это, вме­сте взя­тое, ока­зы­ва­ет не­га­тив­ное влия­ние на раз­ви­тие рус­ской по­эзии в це­лом. Пре­неб­ре­же­ние по­эти­че­ским мас­тер­ст­вом ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом при­во­дит к тор­же­ст­ву ди­ле­тан­тиз­ма, вы­со­ко­мер­ное не­зна­ком­ст­во да­же и с выс­ши­ми точ­ка­ми дос­ти­же­ния рус­ской по­эзии при­во­дит к дур­нов­ку­сию. Дос­туп­ность из­да­ния книг, с учё­том все­го вы­ше­ска­зан­но­го, мар­ги­на­ли­зу­ет ли­те­ра­тур­ный про­цесс, вы­во­дит его за рам­ки серь­ёз­но­го рас­смот­ре­ния... Но, в то же вре­мя — лю­ди ин­стинк­тив­но тя­нут­ся к по­эти­че­ско­му сло­ву, и это тя­го­те­ние за­час­тую но­сит со­вер­шен­но бес­ко­ры­ст­ный ха­рак­тер. На­вер­ное, сле­ду­ет пре­дос­та­вить сти­хий­но­му ли­те­ра­тур­но­му про­цес­су воз­мож­ность объ­ек­тив­но­го раз­ви­тия, и втай­не рас­счи­ты­вать на то, что и в на­ше вре­мя есть по­эты, об­ла­даю­щие глу­бин­ным по­ни­ма­ни­ем сущ­но­сти по­эти­че­ско­го твор­че­ст­ва, бе­реж­ным от­но­ше­ни­ем к сло­ву, жи­вым чув­ст­вом при­ча­ст­но­сти к ис­то­рии Рос­сии в её пол­но­те. Од­ним из та­ких по­этов, на мой взгляд, яв­ля­ет­ся Ле­о­нид Рез­ник.
Не­сколь­ко лет на­зад я пи­сал пре­ди­сло­вие к од­ной из его пер­вых книг. В том пре­ди­сло­вии, в ча­ст­но­сти, го­во­ри­лось: «...по­эт Ле­о­нид Рез­ник об­ла­да­ет дос­та­точ­ным лич­но­ст­ным по­тен­циа­лом и дос­та­точ­ны­ми язы­ко­вы­ми сред­ст­ва­ми, что­бы про­явить се­бя в со­вре­мен­ной по­эзии». Се­го­дня, оз­на­ко­мив­шись с ру­ко­пи­сью его но­вой кни­ги «Моя Рос­сия», я убе­дил­ся в том, что моя ос­то­рож­ная оцен­ка под­твер­ди­лась, и Ле­о­нид Рез­ник в выс­шей сте­пе­ни оп­рав­дал мои ожи­да­ния. За­час­тую слу­ча­ет­ся так, что та­лант­ли­вый че­ло­век, по раз­ным при­чи­нам, ока­зы­ва­ет­ся не в со­стоя­нии реа­ли­зо­вать свой твор­че­ский по­тен­ци­ал. Я рад, что в слу­чае с Ле­о­ни­дом Рез­ни­ком это­го не про­изош­ло. Ле­о­нид Рез­ник в сво­ей но­вой кни­ге яв­ля­ет се­бя зре­лым ав­то­ром, с вы­стра­дан­ной лич­но­ст­ной по­зи­ци­ей, с пре­крас­ной по­эти­че­ской шко­лой, с боль­шим жиз­нен­ным опы­том. Впи­тав в се­бя всю пол­но­ту оте­че­ст­вен­ной по­эти­че­ской тра­ди­ции, он вир­ту­оз­но вла­де­ет сло­вом, ино­гда сме­ло экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет с рит­мом и риф­мой, но все­гда ос­та­ёт­ся в пре­де­лах ду­ха рус­ской по­эзии. Его по­эти­че­ская кни­га яв­ля­ет со­бой при­мер сба­лан­си­ро­ван­но­го со­от­но­ше­ния фор­мы и со­дер­жа­ния, про­ще го­во­ря — хо­ро­ше­го вку­са, и при этом она со­дер­жит силь­ные эмо­цио­наль­ные про­ры­вы, яр­кие об­ра­зы, мощ­ные ду­хов­ные про­зре­ния.
Всю кни­гу Ле­о­ни­да Рез­ни­ка «Моя Рос­сия» про­ни­зы­ва­ет те­ма ис­то­рии Рос­сии. Вид­но, сколь до­ро­га эта те­ма серд­цу по­эта. Пат­рио­тизм — не по­каз­ной, но ис­тин­ный, иду­щий из са­мой глу­би­ны ду­ши, вы­плё­ски­ва­ет­ся ис­крен­ним ис­по­ве­даль­ным по­эти­че­ским сло­вом, ко­то­ро­му хо­чет­ся ве­рить без­ус­лов­но, столь оно про­ник­но­вен­но-сдер­жан­но:

То­по­ры, се­ки­ры, ла­ты…
Крик вос­тор­га, плач и стон.
Шли на Русь с ме­чом ко­гда-то:
Швед, мон­гол, На­по­ле­он…
Си­гиз­мунд и са­мо­зван­цы
Са­по­гом топ­та­ли Русь…
Сме­на пав­шим – но­во­бран­цы.
«По­ги­баю – не сда­юсь», –
Так твер­ди­ли на­ши пред­ки,
И жи­ва до­се­ле Русь!
Со­ло­вей по­ёт на вет­ке…
За От­чиз­ну я мо­люсь…

Ли­ри­че­ский ге­рой Ле­о­ни­да Рез­ни­ка по­сто­ян­но пре­бы­ва­ет в раз­думь­ях о судь­бе Рос­сии: «...а в гру­ди всё та же се­ча, а в ру­ках всё то же зна­мя». И нель­зя ска­зать, что путь его ду­шев­ных ис­ка­ний без­об­ла­чен и прям: «На ко­ней на­де­юсь я, / Сам се­бе не ве­рю./Ах ты, до­люш­ка моя,/ Чем те­бя из­ме­рю?». Но вер­ный ори­ен­тир не по­зво­ля­ет по­эту сбить­ся с из­бран­но­го пу­ти. Проч­ный лич­но­ст­ный стер­жень удер­жи­ва­ет его от ис­ку­ше­ний и не да­ёт свер­нуть с вы­со­ко­го пу­ти вер­но­го слу­же­ния Ро­ди­не.
В кни­ге бо­лее трёх­сот сти­хо­тво­ре­ний. Здесь и уже на­зван­ная пат­рио­ти­че­ская ли­ри­ка, и сти­хи о люб­ви. Очень мно­го горь­ких раз­ду­мий о сущ­но­сти жиз­ни, о её не­пре­хо­дя­щем, тра­ги­че­ском и воз­вы­шен­ном смыс­ле. Есть в этой кни­ге од­на осо­бен­ность, рез­ко вы­де­ляю­щая её в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном про­цес­се — в ней прак­ти­че­ски нет так на­зы­вае­мых «про­ход­ных» сти­хов. Ка­ж­дое сти­хо­тво­ре­ние вы­стра­да­но, в ка­ж­дом ав­тор вы­ска­зал что-то со­кро­вен­ное, очень для не­го важ­ное. Да­же ка­са­ясь ост­рых тем, Ле­о­нид Рез­ник ни­ко­гда не ска­ты­ва­ет­ся в сти­хо­твор­ную пуб­ли­ци­сти­ку, ос­та­ва­ясь на вы­со­кой точ­ке ли­ри­че­ско­го па­фо­са:

С ру­ки при­корм­лен­ная чернь
Од­на­ж­ды пре­да­ёт ку­ми­ра
И ло­мит­ся в иную дверь,
По нит­ке со­би­рая с ми­ра.

Рас­тут за­про­сы и дол­ги.
Тол­па ро­ко­чет огол­те­ло…
О, Гос­по­ди, убе­ре­ги
Мою стра­ну от бес­пре­де­ла…

При те­ма­ти­че­ском раз­но­об­ра­зии, но­вая кни­га Ле­о­ни­да Рез­ни­ка уди­ви­тель­но цель­ная. На всём сво­ём про­тя­же­нии она со­хра­ня­ет внут­рен­нюю пре­ем­ст­вен­ность, ка­ж­дое сти­хо­тво­ре­ние по-сво­ему до­пол­ня­ет её внут­рен­ний мо­но­лит­ный строй. И, по ме­ре про­чте­ния, чи­та­те­лю от­кры­ва­ет­ся смысл её про­сто­го, мож­но ска­зать, бес­хит­ро­ст­но­го на­зва­ния —  «Моя Рос­сия». В этом на­зва­нии — Рос­сия Ле­о­ни­да Рез­ни­ка, его боль, его лю­бовь, его судь­ба. Да и сам он, рус­ский по­эт, — раз­ве не Рос­сия?..
В сво­ей но­вой кни­ге Ле­о­нид Рез­ник пред­став­ля­ет чи­та­те­лю но­вую сту­пень эво­лю­ции сво­его по­эти­че­ско­го та­лан­та. Ка­ж­до­го, кто от­кро­ет эту кни­гу, ждёт вол­шеб­ст­во со­при­кос­но­ве­ния с По­эзи­ей — клас­си­че­ской, тра­ди­ци­он­ной, и в то же вре­мя по-на­стоя­ще­му со­вре­мен­ной, по­сколь­ку она пи­та­ет­ся от со­ков са­мой жиз­ни. Пе­сен­ный строй мно­гих сти­хов со­об­ща­ет им свое­об­раз­ную про­ник­но­вен­ность, их хо­чет­ся петь или чи­тать вслух. Дру­гие сти­хи ко­рот­ко-афо­ри­стич­ны, за­па­да­ют в па­мять сра­зу и на­дол­го... Об­жи­га­ют ис­крен­ним па­фо­сом ли­ри­че­ские от­кро­ве­ния:

Сбит… под­стре­лен… Вы­жил… смог…
Крест на­тель­ный, в серд­це Бог…

Не­сколь­ко лет на­зад Ле­о­нид Рез­ник во­шёл в по­эзию яр­ко, уве­рен­но и с дос­то­ин­ст­вом. Его но­вая кни­га «Моя Рос­сия» под­твер­жда­ет ис­тин­ность и вы­со­кое ка­че­ст­во его глу­бо­ко на­цио­наль­но­го да­ро­ва­ния. Ос­та­ёт­ся толь­ко по­же­лать его чи­та­те­лю при­ят­ных и бла­го­твор­ных мгно­ве­ний зна­ком­ст­ва с но­вой кни­гой рус­ско­го по­эта Ле­о­ни­да Рез­ни­ка.

Иван ГО­ЛУБ­НИ­ЧИЙ –  сек­ре­тарь Прав­ле­ния Сою­за пи­са­те­лей Рос­сии, глав­ный ре­дак­тор га­зе­ты «Мо­с­ков­ский Ли­те­ра­тор», лау­ре­ат пре­мии им.Дмит­рия Кед­ри­на и пре­мии им.Пет­ра Про­ску­ри­на, дей­ст­ви­тель­ный член Пет­ров­ской Ака­де­мии на­ук и ис­кусств, за­слу­жен­ный ра­бот­ник куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, за­слу­жен­ный ра­бот­ник куль­ту­ры Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки



* * *
 
Владимир Богданов о книге «Любви непознанной сиянье»:

У Ле­о­ни­да Рез­ни­ка при­выч­ная оби­тель ду­ши – Все­лен­ная, его не пу­га­ют га­лак­ти­ки и ор­би­ты звёзд, по­эт уве­рен, что и там мож­но встре­тить вза­им­ность и об­ще­ние. Ведь жизнь бар­да – вы­со­кий оз­ву­чен­ный по­лёт над судь­ба­ми ми­ра, под­чи­няю­щий­ся не толь­ко за­ко­нам  му­зы­ки, но и нрав­ст­вен­но­сти. Написать песню мож­но толь­ко не жа­лея энер­гии рас­суд­ка и под­соз­на­ния, но при этом необходимо пре­ж­де са­мо­му ра­зо­брать­ся, где пуль­си­ру­ет на­стоя­щий по­ток чувств, а где ки­пят вздор­ные ил­лю­зии.
От­сю­да ог­ром­ное же­ла­ние со­чи­нять пес­ню  в чью-то честь, а мо­жет быть, вме­сте с ней по­да­рить свою жизнь лю­би­мой, как са­мую луч­шую пес­ню. Но лю­бовь – это не толь­ко со­гре­ваю­щий жар в кро­ви, но и без­рас­суд­ный ис­пе­пе­ляю­щий гнев рев­но­сти. Лю­бовь де­ла­ет муж­чи­ну силь­ным и храб­рым, ес­ли лю­бовь его со­зи­да­тель­на.
Ле­о­нид из­на­чаль­но ищет сло­ва, что­бы его сти­хи пре­вра­ти­лись в пес­ню, син­хрон­ную его чув­ст­вам. Глав­ная цель его в том, что­бы пес­ня про­зву­ча­ла как бе­не­фис “фор­му­лы” сча­стья, и ка­кая бу­дет пес­ня та­кое и сча­стье!
Эта кни­га – гла­вы из жиз­ни. Сло­ва сти­хов – ис­крен­ние, мяг­кие, тё­п­лые, ду­шев­ные и ме­ло­дич­ные, без ме­тал­ли­че­ско­го скре­же­та и нерв­но­го рит­ма, ца­ра­па­нья и взвиз­ги­ва­ния по ме­ло­чам.
О чём эта кни­га? О же­ла­нии ра­до­сти и ис­пол­не­ния меч­ты. Есть в стро­ках и гру­стин­ка, что что-то ос­та­ёт­ся в про­шлом. Но пес­ня про­дол­жа­ет свою жизнь.
В этой кни­ге ав­тор ста­ра­ет­ся по­нять и рас­ска­зать о дру­гих, близ­ких ему лю­дях. У ко­го-то вес­на в ду­ше, а кто-то жи­вёт в осе­ни. Сти­хи Ле­о­ни­да Рез­ни­ка при­зы­ва­ют ве­рить в луч­шее.

В. Богданов,
член Сою­за пи­са­те­лей Рос­сии
 
© Создание сайта: «Вест Консалтинг»